Самый большой город на планете: что известно о городе-рекордсмене по населению
Шанхай, финансовая столица Китая, в последние десятилетия переживает бурный рост. Город привлекает мигрантов со всей страны перспективами трудоустройства и высоким уровнем жизни.
Однако стремительная урбанизация несет с собой проблемы перенаселенности, загрязнения окружающей среды и перегрузки инфраструктуры.
Демография: более 25 миллионов жителей
Самый большой город на планете по численности населения – это Шанхай, крупнейший мегаполис Китая. В нем проживает около 25 миллионов человек, что делает его самым большим городом на планете по количеству жителей.
Демографическая картина Шанхая поистине ошеломляет: его население превышает численность таких стран, как Тайвань или Шри-Ланка. За несколько десятилетий город стремительно вырос из крупного регионального центра до гигантского мегаполиса, сосредоточившего в себе громадный человеческий потенциал.
- Около 10 миллионов жителей Шанхая – это внутренние мигранты из других городов Китая, приехавшие сюда в поисках работы и лучшей жизни.
- Население мегаполиса довольно молодое – средний возраст составляет около 35 лет, но уже наблюдается тенденция к старению: число пожилых людей (старше 60 лет) превышает 4,3 млн.
Демографический бум в городе вызван быстрым индустриальным развитием Шанхая в последние десятилетия. Самый большой город в мире по численности населения продолжает расти, ставя перед властями новые вызовы в области обеспечения занятости, жилья, транспорта и социальных услуг.
Год | Население, млн. человек |
1990 | 7,82 |
2000 | 13,2 |
2010 | 19,3 |
2020 | 24,9 |
Как видно из таблицы, население Шанхая выросло почти втрое за последние три десятилетия, отражая галопирующий рост этого великого мегаполиса.
Экономика: финансовый центр Китая
Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, также выступает финансовой столицей и одним из главных экономических центров Китайской Народной Республики. Благодаря своему выгодному географическому положению и многовековой истории как крупного торгового порта, этот мегаполис смог развить мощную диверсифицированную экономику, охватывающую широкий спектр отраслей – от финансов и промышленности до высоких технологий и услуг.
Шанхайская фондовая биржа, основанная в 1990 году, является крупнейшей в материковом Китае и одной из самых активных в мире. Глобальные корпоративные гиганты, такие как банки HSBC, Citigroup и Standard Chartered, располагают здесь свои важнейшие инвестиционные подразделения. Мегаполис также является домом для множества китайских финансовых институтов, в том числе трех крупнейших государственных банков страны.
Индустриальная мощь Шанхая базируется на широкомасштабных производственных комплексах в пригородных районах. Здесь налажен выпуск автомобилей (Volkswagen, General Motors и другие), электроники, стали, нефтепродуктов, судов и многого другого. Город является ведущим центром металлургической, судостроительной и химической промышленности в стране.
- Доля Шанхая в общем объеме промышленного производства Китая составляет около 8%.
- На долю промышленного сектора приходится около 40% ВВП города.
- Объемы прямых иностранных инвестиций в промышленность с 1978 по 2018 год превысили $280 млрд.
Немаловажную роль в экономике города играет также сектор услуг, включающий логистику, розничную торговлю, туризм, информационные технологии. Пользуясь выгодами самого большого города на планете и мирового финансового центра, местные компании услуг активно развивают свою деятельность не только на внутреннем, но и на международном рынке.
В целом ВВП Шанхая в 2021 году достиг уровня 4,32 трлн юаней ($679 млрд), сохраняя высокие темпы роста на уровне 8,1% в год. При этом валовой продукт мегаполиса сопоставим с ВВП Польши или Швеции. Столь масштабная экономика с многочисленными связями внутри страны и по всему миру обеспечивает Шанхаю статус финансовой сердцевины Китая и одного из ключевых финансовых центров глобального уровня наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Токио.
Инфраструктура: перегруженный транспорт
Являясь самым большим городом на планете по численности населения, Шанхай сталкивается с огромными вызовами в области обеспечения эффективного транспортного сообщения для своих 25 миллионов жителей. Транспортная система мегаполиса находится в состоянии постоянной перегруженности, что существенно тормозит экономическое развитие региона и снижает уровень жизни горожан.
Ежедневно на улицы Шанхая выезжает около 2 миллионов автомобилей, а общее количество зарегистрированных машин достигает 4 миллионов. Плотность дорожного трафика здесь одна из самых высоких в мире, скорость движения в центре города редко превышает 20 км/ч даже в ночное время.
Проблема заторов на шанхайских дорогах усугубляется тем, что местные власти не успевают наращивать транспортную инфраструктуру в темпе, адекватном росту города. Центр и окрестности Шанхая застраивались без четкого и продуманного плана, что привело к образованию настоящего транспортного лабиринта со множеством узких улиц, не приспособленных для пропуска возросшего потока транспорта.
- Общая протяженность дорог в Шанхае составляет около 15 тысяч км.
- Город расположен на пересечении важных транспортных путей, включая крупные автомагистрали, скоростные железные и речные пути.
- Однако плотность уличной сети в старом центре, где проживает основная масса народа, существенно ниже, чем в пригородах.
Другой важной составляющей транспортной системы Шанхая является метрополитен, состоящий из 14 линий общей протяженностью 637 км. Пассажиропоток метро неуклонно растет и в 2021 году превысил 1,1 млрд человек. Однако даже эта крупнейшая в Китае и четвертая в мире по протяженности сеть не в состоянии полностью разгрузить городские улицы.
Перегруженность транспортной инфраструктуры Шанхая приводит к ежегодным экономическим потерям, оцениваемым в миллиарды долларов. Часы, проведенные в автомобильных пробках и переполненном общественном транспорте, не только подрывают производительность труда горожан, но и пагубно сказываются на их здоровье и эмоциональном состоянии, способствуя появлению стрессов.
Для решения транспортных проблем в ближайшие годы планируется строительство новых линий метро и расширение сети скоростных трамваев. Однако эксперты опасаются, что быстрая урбанизация и дальнейший рост самого большого города на планете по населению могут свести на нет усилия местных властей по оптимизации транспортного движения.
Экология: проблемы загрязнения
Будучи самым большим городом на планете по численности населения и крупнейшим индустриальным центром Китая, Шанхай сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, воды и почвы. Мегаполис испытывает колоссальную нагрузку на окружающую среду, угрожающую здоровью горожан и нарушающую экологическое равновесие в регионе.
Одной из наиболее острых проблем Шанхая является загрязнение атмосферного воздуха. Его основными источниками выступают выбросы промышленных предприятий, а также огромный автомобильный парк мегаполиса, насчитывающий более 4 миллионов машин. Из-за обилия транспорта на городских дорогах концентрация вредных веществ в воздухе часто превышает нормативные значения.
Высокий уровень загрязнения воздуха Шанхая подтверждается данными мониторинга. По показателю PM2.5, отражающему содержание мельчайших твердых частиц, уровень загрязнения превосходит рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы в три-четыре раза. Не лучше ситуация и с другими вредными примесями – диоксидом азота, диоксидом серы, озоном.
Показатель | Предельно допустимое значение (ВОЗ) | Средний уровень в Шанхае |
PM2.5 | 10 мкг/м3 | 35 мкг/м3 |
Диоксид азота | 40 мкг/м3 | 46 мкг/м3 |
Загрязнение воздуха зачастую достигает такого уровня, что в разных районах города возникает густой смог, значительно ухудшающий видимость и провоцирующий проблемы со здоровьем у населения. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в зимние месяцы, когда атмосферный воздух застаивается из-за штилевого режима.
Другой серьезной экологической проблемой Шанхая является загрязнение водных ресурсов. Из-за сбросов промышленных и хозяйственно-бытовых стоков в реки Янцзы, Хуанпу и их притоки вода в этих водных артериях характеризуется высокой мутностью, а также повышенным содержанием тяжелых металлов и органических примесей.
Власти Шанхая предпринимают определенные шаги для улучшения экологической ситуации. Вводятся более жесткие требования к выбросам промышленных предприятий, стимулируется переход на экологичные виды топлива, принимаются меры по снижению транспортной нагрузки на центральные районы. Однако быстрая урбанизация и постоянный рост самого большого города на планете постоянно усугубляют проблемы окружающей среды, требуя более радикальных и дорогостоящих решений со стороны городских властей.
Перспективы: новые районы на окраинах
Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, неуклонно расширяет свои территориальные границы. Быстрый демографический рост и острая нехватка пространства в уже плотно застроенных центральных районах побуждают властей мегаполиса к активному освоению новых территорий на его окраинах.
В последние годы муниципалитетом была принята концепция так называемой «Большой Шанхайской зоны», нацеленная на интеграцию центрального города и прилегающих к нему городов-спутников. Этот амбициозный план предусматривает формирование к 2035 году единого мегалополиса с населением свыше 50 миллионов человек.
Для реализации данной концепции местные власти уделяют особое внимание строительству принципиально новых районов с современной инфраструктурой, жилыми комплексами и центрами деловой активности. Эти «города будущего» возводятся в пригородной зоне и должны стать ядрами, вокруг которых будет происходить дальнейшее расширение мегаполиса.
В качестве примера перспективного нового района можно привести Пудун - крупнейшую зону развития Шанхая на левом берегу реки Хуанпу. Здесь расположены современные жилые и деловые комплексы, окруженные парками и зелеными зонами. В Пудуне возвышаются знаменитые небоскребы Шанхая, включая 632-метровую Шанхайскую башню, которая в течение долгого времени была самым высоким зданием в мире.
Другой новый район - Линьган - развивается на юго-востоке Шанхая. Он рассматривается как база для высокотехнологичных производств, логистический и деловой центр. Уже сейчас здесь работают сборочные заводы автогигантов Volkswagen и Tesla, инжиниринговые и IT-компании.
Еще одним перспективным направлением развития окраинных районов Шанхая является создание наукоградов и R&D-центров. Так, в районе Чжанцзян в западном Шанхае расположен крупнейший научный город страны Чжанцзян Хай-Тек Парк, в котором сосредоточены ведущие университеты, исследовательские институты и высокотехнологичные компании.
Развитие новых городских районов на окраинах Шанхая позволит не только расширить жизненное пространство для растущего населения самого большого города на планете, но и разместить здесь рабочие места, привлечь высококвалифицированную рабочую силу из других регионов Китая. Однако эксперты предупреждают, что слишком быстрое разрастание мегаполиса несет в себе риски чрезмерной урбанизации, увеличения нагрузки на инфраструктуру и экологию, утраты пригородными территориями своей привлекательности.
Вызовы: сохранение устойчивого развития
Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, сталкивается с множеством вызовов, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического и экологического развития мегаполиса. Непрекращающийся рост населения, активная урбанизация, нагрузка на инфраструктуру и природную среду ставят под угрозу благополучное будущее города.
Одна из ключевых проблем - стремительная демографическая динамика Шанхая. Согласно оценкам, к 2035 году его население может достигнуть 35 миллионов человек. Такой быстрый рост ставит задачу расширения жилого фонда, создания новых рабочих мест, развития социальной сферы и инфраструктуры. Кроме того, Шанхай становится все более старым городом, что требует развития медицинского обслуживания и социальной помощи для пожилого населения.
Огромной проблемой самого большого города на планете являются транспортные заторы и перегруженность транспортных систем. Хотя власти постоянно расширяют сеть метро и дорог, усилия по декомпрессии транспортной нагрузки не успевают за демографическим бумом. Пробки и стоянки создают экономические потери, оцениваемые в миллиарды долларов ежегодно.
Особую угрозу для Шанхая в перспективе представляет ухудшение экологической ситуации. Из-за выбросов промышленности и транспорта загрязнение воздуха, воды и почвы нарастает угрожающими темпами. Губительное воздействие на окружающую среду постепенно отражается на здоровье населения - растет заболеваемость, связанная с загрязнением.
Для адресации важнейших вызовов властям мегаполиса приходится задействовать комплексные подходы и стратегии. На уровне городского планирования особое внимание уделяется формированию полицентричной городской модели с несколькими новыми центрами экономической активности на окраинах Шанхая. Рассредоточение населения и бизнеса между разными районами призвано снизить нагрузку как на транспорт и инфраструктуру, так и на природную среду центрального района.
Другим ключевым направлением является повышение эффективности и «зеленизация» транспортной системы. Помимо дальнейшего развития метрополитена и трамвайных путей, внедряются системы «умного» управления движением, меры по ограничению въезда частного транспорта в центральные районы, а также стимулирование использования электромобилей.
В области экологии городские власти вводят более жесткие стандарты для промышленных предприятий по нормам выбросов, внедряют технологии очистки воздуха и воды, стимулируют использование возобновляемых источников энергии. Большие усилия прикладываются к озеленению территории, расширению парков, скверов и зеленых насаждений в черте города.
В целом для сохранения устойчивого развития самому большому городу на планете требуются масштабные преобразования в сфере урбанистики, транспорта, энергетики и охраны окружающей среды. Только комплексные действия по множеству направлений позволят Шанхаю и дальше играть роль одного из ведущих мировых деловых и культурных центров.