Краткое содержание грозы совершаемых действий, истории открытий

Пьеса «Гроза» была написана А.Н. Островским в 1859 году. Она посвящена жизни провинциального городка Калинов на Волге в 19 веке. Главная героиня, молодая и красивая Катерина, была выдана замуж за слабовольного сына деспотичной купчихи Кабановой. Не выдержав издевательств свекрови, а также разлуки с возлюбленным, Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу. Давайте рассмотрим краткое содержание "Грозы" по главам.

Основные персонажи пьесы «Гроза»

В пьесе «Гроза» русского драматурга Александра Островского действуют следующие основные персонажи:

  • Катерина Кабанова — молодая, красивая, робкая и кроткая, честная, безвольная жена Тихона Кабанова, много молится, страдает от тирании свекрови Марфы Игнатьевны.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова, мать Тихона Кабанова, жестокая, властная, лицемерная, тиранит Катерину.
  • Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи, муж Катерины, мягкий, добрый, безвольный, любит жену, но во всем слушается мать.
  • Борис Григорьевич — племянник купца Савла Прокофьевича Дикого, образованный, добрый, спокойный, безвольный, любит Катерину.
Фото надменного богатого купца Дикого, сердито кричащего на племянника Бориса

Краткое изложение 1 действия пьесы «Гроза»

Действие первое пьесы «Гроза» происходит в общественном саду на берегу Волги. Здесь гуляют и беседуют мещанин Кулигин, конторщик Ваня Кудряш и их приятель. Рядом в отдалении купец Дикой ругает своего племянника Бориса Григорьевича. Кудряш жалеет, что в городке мало сильных парней, способных заступиться за Бориса. Савел Прокофьевич Дикой — один из богатейших людей в городе, невероятно скупой, властный и злой домашний тиран.

Борис рассказывает Кулигину о том, как он оказался в доме Дикого. Его родители умерли, а бабушка завещала ему и сестре деньги при условии, что они будут почтительны с дядей. Поэтому Борис вынужден работать у Дикого и терпеть его издевательства. Борис жалуется, что ему трудно стать своим в этом городке. Далее Борис замечает Катерину, которая идет из церкви в сопровождении мужа Тихона Кабанова и его матери Марфы Игнатьевны Кабановой. Кабаниха пилит сына за то, что тот больше любит жену Катерину, чем мать. Катерина после замужества сильно изменилась, ей тяжело живется в этом доме. Она признается Варваре Кабановой, сестре Тихона, что полюбила другого. Тихон уезжает по делам, и Варвара обещает устроить Катерине свидание с возлюбленным.

Так в первом действии завязывается основной трагический конфликт пьесы, представляются главные герои. Становится понятно, что Катерине приходится нелегко в семье деспотичной Кабанихи. А любовь к Борису и предстоящая измена мужу заложат фундамент для дальнейшей трагедии.

Подробное описание 2 действия произведения Островского

Во втором действии пьесы «Гроза» муж Катерины Тихон Кабанов уезжает по делам. Перед отъездом по требованию матери он дает супруге наставления - вести себя прилично, почитать свекровь, не сидеть без дела. Катерина чувствует, что ей предстоит беда, и просит взять ее с собой, но Тихон отказывает.

Сестра Тихона Варвара выпрашивает у матери разрешение ночевать вместе с Катериной в саду и тайком передает Катерине ключ от калитки, ведущей к оврагу. Она обещает сообщить Борису, чтобы тот пришел на свидание. Катерина долго колеблется, но все-таки оставляет ключ у себя.

Вечером, пока Варвара встречается с Кудряшом, Катерина открывает калитку и впускает Бориса в сад. Молодые люди признаются друг другу в любви. Несмотря на угрызения совести, Катерина решается на тайные встречи с возлюбленным, пока не вернется муж. Так во втором действии происходит кульминация любовной линии пьесы - героиня изменяет мужу с Борисом. Это кладет начало трагедии, которая развернется в последующих действиях. Мотив грядущей грозы, заданный в первом действии, продолжается - над Катериной сгущаются тучи, предвещая беду.

Фото тайной встречи Катерины с Борисом у забора в саду

Пересказ 3 действия пьесы «Гроза» с главными событиями

В третьем действии пьесы «Гроза» проходит десять дней. Катерина продолжает тайно встречаться с Борисом. Неожиданно раньше обещанного срока возвращается муж Тихон. Катерина становится мрачной и подавленной, ее состояние начинает замечать Кабаниха. Когда начинается очередная гроза, Катерина, испугавшись, убегает из дома. За ней следуют Кабаниха с Тихоном и застают вместе с Борисом в разрушенной галерее монастыря. Увидев фреску Страшного суда, Катерина не выдерживает угрызений совести, падает в ноги мужу и кается в измене.

Бориса дядя Дикой отправляет на службу в Сибирь, чтобы разлучить с Катериной. Перед отъездом Борис приходит проститься и сообщает героине, что не может взять ее с собой. Понимая, что ей не вынести новых мучений и унижений от Кабанихи, Катерина принимает решение покончить с собой. Так третье действие пьесы становится переломным - происходит разоблачение греховной связи героев, которое ведет к финальной трагедии. Используется характерный для Островского символ грозы как предвестника беды.

Изложение 4 действия произведения Островского о Катерине

Четвертое действие пьесы «Гроза» начинается с прогулки Тихона Кабанова и Кулигина в общественном саду. Тихон жалуется, что после истории с изменой вся его семья пришла в расстройство. Он любит и жалеет Катерину, считает, что если бы мать не тиранила ее, та не решилась на связь с Борисом. Дядя отправляет Бориса служить в Сибирь, на три года вдали от Катерины. Сестра Тихона Варвара сбежала из дома вместе с Кудряшом. Тихон с трудом возвращается домой, который теперь ему опостылел.

Катерина в разговоре с Борисом мечтает, чтобы ее убили, как неверную жену. Борис сообщает, что уезжает в Сибирь по приказу дяди. Катерина умоляет взять ее с собой, но Борис отказывает. Понимая, что ей не вынести новых мучений от Кабанихи, героиня решается на самоубийство. Так в четвертом действии проясняются трагические последствия измены Катерины для всех действующих лиц. Раскрывается решимость героини покончить с мучениями ценой собственной жизни.

Описание трагической развязки пьесы в 5 действии

Пятое действие пьесы «Гроза» посвящено трагической развязке. Катерина исчезает из дома Кабановых. Начинаются ее поиски с участием Тихона и Кулигина. Катерина появляется в общественном саду, где происходит ее последняя встреча с Борисом. Узнав об отъезде возлюбленного в Сибирь и не имея сил вернуться к прежней жизни под гнетом Кабанихи, Катерина решается на самоубийство. Она бросается с высокого берега Волги в реку. Кулигин пытается спасти ее, но Катерина разбивается насмерть.

В финале пьесы Тихон Кабанов обвиняет мать в гибели жены, а Кулигин произносит обличительную речь о лицемерии и жестокости горожан. Так писатель показывает неизбежность трагедии героини в атмосфере мракобесия и деспотизма. Развязка пьесы «Гроза» является логичным завершением трагического пути Катерины, предопределенного обстоятельствами ее жизни. Гибель героини вскрывает темные стороны уклада провинциального города.

Анализ характеров и поступков главных героев

В пьесе «Гроза» особое внимание уделено характерам и поступкам двух главных героев – Катерины и Бориса. Их трагедия во многом предопределена окружающей средой удушливого провинциального быта. Катерина – цельная натура, ищущая свободы и счастья. Но ее изначально слабый, зависимый характер ломается в атмосфере деспотизма Кабанихи. Греховная связь с Борисом – отчаянная попытка обрести лучшую долю.

Борис – такой же мягкий, добрый, но безвольный человек. Его сломленное судьбой положение не позволяет противостоять воле Дикого и спасти Катерину. Трагедия героев – трагедия их человеческой слабости. В финале Катерина выбирает свободную смерть вместо рабского существования. А Борис обречен на вечные муки совести. Так автор вскрывает разрушительную силу социального зла для человеческой личности.

Обсуждение главной идеи и темы произведения Островского

Главная идея пьесы «Гроза» - обличение уродливых форм быта, нравов и отношений, царивших в купеческой среде XIX века. Катерина Кабанова, главная героиня, становится жертвой социальной несправедливости. Она мечтает о свободе и любви, но не может противостоять жестокой власти свекрови и угнетающему влиянию купеческой среды. Ее трагедия - это трагедия женщины, лишенной права распоряжаться своей судьбой.

Основная тема произведения - борьба личности за свою свободу с моральным гнетом общества. Катерина мечтает о счастье, независимости, любви. Но деспотичная свекровь Кабаниха подавляет ее волю, а бездушные нравы купеческой среды не дают проявиться ее чувствам. Романтическая натура Катерины не выдерживает этого гнета, и она кончает жизнь самоубийством.

Трагедия Катерины ярко выражает конфликт между личностью и обществом, присущий эпохе падения крепостного права и зарождения капитализма. В этом отражается острая социальная критика Островского. «Гроза» стала этапным произведением в развитии русской драматургии, раскрывшим новые горизонты для русского театра.

Таким образом, главная идея пьесы - обличение несправедливости устаревших патриархальных устоев. А основная тема - трагическая судьба женщины, мечтающей о счастье, но раздавленной социальными условиями. Эта тема сделала «Грозу» классикой русской литературы.

Значение пьесы «Гроза» в истории русской литературы

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве А.Н. Островского и в истории русской литературы XIX века. Это произведение стало новым словом в развитии отечественной драматургии и театра. «Гроза» открыла путь к созданию реалистического театра в России.

До «Грозы» русская драматургия в основном ограничивалась легкими комедиями и водевилями. Пьесы редко затрагивали серьезные социальные проблемы и почти не отражали реальную жизнь простых людей. «Гроза» стала одним из первых произведений, показавших трагедию «маленького человека», загнанного социальной несправедливостью.

Натуралистическое изображение быта купеческой среды, психологическая глубина характеров, острые социальные конфликты - все это выдвинуло «Грозу» в число лучших произведений своего времени. Пьеса вызвала бурную полемику в обществе и имела большой успех на сцене. «Гроза» во многом предвосхитила появление реализма в литературе. Островский создал живые характеры, показал сложные взаимоотношения людей, обусловленные социальной средой. Его пьесы стали примером реалистической драмы, изображающей повседневную жизнь во всех ее противоречиях.

Образ Катерины, ее внутренний мир и трагическая судьба во многом предвосхитили появление «лишних людей» в произведениях Тургенева, Гончарова и других классиков. Тема женской доли, поставленная в пьесе, получила развитие в последующей литературе. «Гроза» оказала огромное влияние на развитие русского театра. Ведущие актеры своего времени, такие как М.С. Щепкин, с восторгом встретили эту пьесу и воплотили ее образы на сцене. Спектакли по произведениям Островского определили путь к созданию реалистического театра в России.

Таким образом, значение «Грозы» для русской литературы огромно. Это произведение открыло новую эпоху в драматургии, повлияло на развитие реализма и театрального искусства. Социальная проблематика, реалистические характеры, трагизм судеб героев - все это сделало «Грозу» классическим произведением, которое по праву считается вершиной творчества Островского. Краткое содержание произведения "Гроза" по действиям позволит сделать полноценный анализ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.