Фигуры высшего пилотажа с названиями

Фигуры высшего пилотажа во все времена выполнялись курсантами военных учебных заведений и опытными летчиками во время ведения серьезного воздушного боя с противником. В настоящее время летательная техника модернизируется и практически полностью находится на автоматическом управлении, и поэтому воздушные маневры используются в основном для проведения соревнований, праздничных шоу и тренировки будущих летчиков.

Различие фигур высшего пилотажа

Маневрирование воздушного судна, при котором поражается живая сила противника, называется пилотажем. Фигурами пилотажа принято называть передвижение аппарата по специально назначенной траектории, отменной от горизонтальной.

Различают несколько видов маневрирования: простой, сложный и высший. По количеству участвующих судов – одиночный и групповой.

К фигурам простого относятся:

  • вираж;
  • разворот;
  • горка;
  • спираль;
  • простое пикирование (с углом до 45 градусов);
  • горизонтальная восьмерка.
Воздушные маневры на выступлении

К сложному пилотажу относят:

  • виражи под развернутым углом;
  • "Мертвую петлю";
  • пикирование;
  • переворот;
  • "Ранверсман";
  • "Штопор";
  • "Простую бочку";
  • переворот по вертикали.

К фигурам высшего пилотажа относят различные сложные фигуры и комбинации, например:

  • "Кобру";
  • "Колокол";
  • "Чакру Фролова".

Важно! Все фигуры «переходят» в другие группы по мере усовершенствования летательной техники.

Базовые боевые маневры

Выполнение фигуры "Восьмерка"

К таким маневрам относятся:

  1. Пикирование. Последний применяется в случаях, если необходимо оторваться от противника или набрать скорость. При выполнении пилот резко снижает высоту полета под острым углом, используя лишь руль регулировки высоты.
  2. Боевой разворот. Используется для быстрой смены направления воздушного судна (на 180 градусов) и набора высоты.
  3. Вираж. При выполнении данного маневра аппарат разворачивается на 360 градусов по горизонтальной плоскости при постоянной скорости (мощность двигателей используется на полную).
  4. Простая восьмерка выполняется пилотом по горизонтальной плоскости и являет собой замкнутую траекторию без смещения по высоте.
  5. Спираль предназначена для смены высоты (набора или снижения) по специальной траектории. При этом важно придерживаться специальных углов атаки.

Самые популярные фигуры

К наиболее популярным фигурам высшего пилотажа можно отнести:

  1. "Кобру Пугачева". Во время выполнения данного маневра воздушное судно тянется носовой частью вверх до 180 градусов и снова возвращается в исходное положение. Эта фигура не используется для ведения боя, а предназначена для конкурсов и шоу. При этом «Кобра» предназначена для ухода от противника и самонаводящихся ракет.
  2. "Штопор". Одна из самых опасных фигур, которая запрещена во многих странах, выполняется путем снижения высоты судна по особой траектории – спирали. Самым сложным в ее выполнении является выход из петли.
  3. Базовой и популярной фигурой является «Иммельман». Боевой маневр также носит название "Полубочки". Выполняется она для быстрого набора высоты и смены положения судна. Фигура позволяет без проблем обогнать вражеский самолет.
  4. Популярной в странах бывшего СССР считается «Чакра Фролова». Самолет выполняет фигуру высшего пилотажа "Мертвая петля", только вокруг хвоста. Она является одной из самых молодых и используется лишь в показательных выступлениях. До сегодняшнего дня "Чакра" в боях не применялась. Фигура также предназначена для проверки аэродинамических параметров самолета нового поколения.
  5. Кабрирование. Применяется для быстрого набора высоты. При выполнении такого маневра важно учитывать технические параметры судна и оптимальный угол полета.

Выполнение «Бочки»

Фигуры высшего пилотажа такого типа (Четверть-, Три четверти- и "Полубочка") - наиболее распространенные воздушные маневры в проведении различных шоу и соревнований. Выполнение фигуры заключается в фиксации воздушного судна через определенные промежутки высоты и под различными углами (45 и 90 градусов).

Отработка фиксации производится через 45градусов в горизонтальном полете. Набрав необходимую высоту (1-1.2 км), судно устанавливается в режим горизонтального полета. При этом скорость составляет 210-220 км/ч. Для определения мест фиксации используются заранее определенные ориентиры. Управлением устанавливается угол кабрирования 10-15 градусов, и это положение фиксируется. Далее пилот создает крен под 45 градусов и снова фиксирует положение. После этого крен убирается. Очень важно запомнить положение судна относительно горизонта.

Фигура высшего пилотажа "Полубочка"

Во время выполнения маневра аппарат стремится к развороту в сторону крена. Поэтому необходимо следить за стойким положением носовой части самолета.

После 3-4 покачиваний в разные стороны самолет разворачивается на 180 градусов и выполняет те самые маневры в другом направлении.

Выполнение фигуры высшего пилотажа «Мертвая петля»

"Петля Нестерова" считается одной из самых сложных фигур. Второе название – «Мертвая петля». Такое название маневр получил из-за того, что проект долго не внедрялся в жизнь, а существовал лишь на бумаге. Впервые его выполнил пилот Нестеров, после чего название изменилось. Маневр представляет собой фигуру замкнутого круга. До начала маневра судно набирает скорость до 450 км/ч. Пройдя 3 точки скорость, падает до 340-360 км/ч. Вхождение и выход из кольца производятся под острым углом.

Разворот воздушного судна

Правильным считается выполнение, при котором все точки траектории находятся в одной вертикальной плоскости. Все курсанты летных и военных учебных заведений изучают маневр «Петли Нестерова» и другие фигуры высшего пилотажа с названиями.

Назначение фигур

Каждый из маневров имеет боевое назначение.

Сложный пилотаж летательных аппаратов

Например:

  1. "Колокол". Фигура, при выполнении которой судно поднимается носовой частью вверх на нулевой скорости и опрокидывается вниз, создана для того, чтобы скрыть истребитель от ракет с самонаведением.
  2. "Хаммерхед". Маневр, при котором аппарат поднимается в воздух в вертикальном положении, фиксируется в определенном месте и носовой частью направляется к земле, выполняется лишь в демонстративных выступлениях. Все дело в том, что зависший самолет является идеальной мишенью для врага.
  3. "Ранверсман" также относится к фигурам высшего пилотажа. Судно набирает высоту при постоянном угле наклона. Применяется для атаки вражеских судов и ответного боя. Маневр позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Самый опасный воздушный маневр

Одной из наиболее сложных фигур высшего пилотажа на самолете принято считать групповой маневр – «Зеркальный полет». При выполнении такого полета задействуют два воздушных судна. Выполнение заключается в одновременном перемещении суден с выпущенными шасси.

Парное маневрирование суден

Ведущий аппарат в воздухе совершает "Полубочку" и продолжает полет в перевернутом положении. Такое название маневр получил из-за того, что суда в полете на некоторое время «отражают» друг-друга. Дистанция между аппаратами не превышает нескольких десятков сантиметров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Здесь присутствуют не все фигуры высшего пилотажа, и жаль что нет фигуры разворот через крыло - показать как выполняется (такой разворот выполнен в фильме Красные хвосты 2012 года немецким истребителем бф109 в одном из показанных в картине боев)
Копировать ссылку
0
Судно у тебя под кроватью стоит! Ещё в далёком прошлом я получил по шапке от преподавателя в училище, когда сказал, что самолётов у нас 10 штук!..
Копировать ссылку
Какая-то глупость написана. То ли корявый перевод, то ли фантазии дилетента с просонья...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.