Политическая-культура, личности-политической: время перемен?
Политическая культура личности является важной составляющей всей политической системы общества. От уровня политической культуры граждан во многом зависит развитие и функционирование этой системы. В последние годы происходят значительные изменения в политических взглядах и поведении людей.
В данной статье на основе анализа научной литературы рассматриваются основные компоненты политической культуры личности, тенденции ее трансформации в современном обществе. Особое внимание уделяется вопросу, насколько политическая культура россиян соответствует вызовам времени и как ее развитие влияет на политические процессы в стране.
Понятие и структура политической культуры личности
Политическая культура личности - это система политических знаний, ценностей, убеждений, мотивов и образцов поведения, присущих человеку как участнику политической жизни общества. Она формируется под влиянием политической культуры общества и социальных групп и включает следующие основные компоненты:
- Когнитивный - знания о политике, ее институтах, процессах, механизмах власти
- Мотивационный - политические потребности, интересы, мотивы политического поведения
- Эмоционально-психологический - чувства и эмоции, сопровождающие политическое участие
- Ценностный - политические ориентиры и ценности личности
- Поведенческий - конкретные формы политического поведения и участия
Политическая культура отражает степень «включенности» человека в политическую жизнь, его готовность участвовать в политике. Она не является врожденным качеством, а формируется в процессе политической социализации под влиянием различных факторов. Уровень политической культуры личности может быть разным - от полного равнодушия и отстраненности от политики до активного в ней участия. Поэтому в политологии выделяют различные типы политической культуры - апатичный, подданнический, конформистский, активистский и др.
Когнитивный компонент: знания о политике
Когнитивный (познавательный) компонент политической культуры личности включает систему политических знаний, представлений о политической жизни общества. Он характеризует уровень политической грамотности и информированности человека. В структуру когнитивного компонента входят:
- Знание основных политических понятий и категорий (власть, государство, политическая система, демократия и др.)
- Представления о принципах устройства общества, формах правления, политическом режиме
- Знания об основных политических институтах, их функциях и взаимосвязях (президент, парламент, правительство, суд)
- Информированность о деятельности политических партий, общественных организаций и движений
- Понимание механизмов принятия и реализации политических решений
Когнитивный компонент позволяет человеку ориентироваться в политической жизни, понимать сущность происходящих событий и явлений. Чем выше уровень политических знаний, тем адекватнее восприятие политической реальности. Однако знания сами по себе не гарантируют активного и осознанного участия в политике. Они должны подкрепляться соответствующими мотивами, ценностями, моделями поведения. Поэтому важное значение имеют и другие компоненты политической культуры личности.
Источниками политических знаний могут быть образование, СМИ, межличностное общение, личный опыт участия в выборах, политических акциях и др. В условиях информационного общества возрастает роль интернета как канала политической коммуникации и получения сведений о политике.
Мотивационный компонент: интересы и мотивы
Мотивационный компонент политической культуры личности связан с побуждениями к участию в политической жизни. Он включает:
- Политические интересы человека
- Потребность в политическом участии
- Мотивы политического поведения и деятельности
Политические интересы определяют, насколько человек вообще склонен обращать внимание на политическую информацию, следить за событиями политической жизни. Это связано с осознанием того, что политика может затрагивать важные жизненные интересы людей. Потребность в политическом участии проявляется в стремлении влиять на принятие общественно значимых решений, отстаивать свои интересы через политические институты. У людей она может быть выражена в разной степени.
Что касается мотивов, то это внутренние побуждения, которые заставляют человека действовать определенным образом в политической сфере. К основным мотивам относят:
- Идейные убеждения, стремление реализовать определенные ценности через политику
- Материальные интересы (желание получить экономические выгоды)
- Социальный статус, карьера (возможность занять властные позиции)
- Социальная справедливость (борьба с дискриминацией, неравенством)
- Самореализация (возможность проявить и развить способности)
Мотивация во многом определяет, будет ли поведение человека пассивным или активным. Люди, у которых есть четкие мотивы участвовать в политике, обычно демонстрируют более высокую политическую активность.
Эмоционально-психологический компонент: чувства и эмоции
Эмоционально-психологический компонент политической культуры личности связан с переживаниями и чувствами людей по поводу различных политических явлений и событий. К ним относятся:
- Чувство патриотизма, любви к Родине
- Гордость за достижения страны
- Вера в будущее своей страны
- Негативные эмоции по отношению к политическим оппонентам
- Разочарование в тех или иных политиках или партиях
Эмоциональные реакции часто возникают в период выборов, массовых акций, острых политических конфликтов. Они могут выражать как позитивные чувства (надежда, воодушевление), так и негативные (тревога, страх, гнев). Сильные эмоции способны затмевать рациональное восприятие событий. Например, в предвыборный период политики нередко апеллируют к чувствам избирателей, чтобы получить их поддержку. В то же время эмоциональная составляющая придает политической активности личности особый смысл и значимость. Яркие политические чувства могут подтолкнуть человека к участию в митингах, демонстрациях, других формах политического поведения.
Ценностно-ориентационный компонент: политические ценности
Ценностно-ориентационный компонент политической культуры личности связан с ее основными политическими ценностями и убеждениями. К ним относятся:
- Ценность свободы (возможности действовать и выражать мнение согласно своим убеждениям)
- Ценность равенства (отсутствия дискриминации людей)
- Ценность справедливости (честности и беспристрастности законов, правил)
- Ценность патриотизма (любви и преданности Родине)
- Ценность демократии (права участвовать в управлении государством)
Политические ценности формируют определенную картину идеального общественно-политического устройства в сознании человека. Они задают общие ориентиры для оценки реальных политических явлений и поведения политиков. Люди могут придерживаться разных, иногда противоположных ценностей. Например, для кого-то главное - свобода личности, а для кого-то - сильная государственная власть.
Приверженность тем или иным политическим ценностям во многом определяет политические взгляды человека, его отношение к различным событиям и явлениям. Так, сторонники демократии осудят любые проявления авторитаризма. В то же время на практике люди не всегда поступают в полном соответствии со своими заявленными ценностями. Например, ратуя за честность, могут сами дать или взять взятку при необходимости. Тем не менее, ценности задают общую направленность политической активности личности и желаемые модели общественно-политического устройства.
Поведенческий компонент: формы политического участия
Поведенческий компонент политической культуры личности проявляется в конкретных формах политического участия и поведения человека. Основные формы политического участия граждан:
- Участие в выборах
- Деятельность в политических партиях или общественных организациях
- Участие в законотворческом процессе (внесение предложений в законопроекты)
- Обращения, петиции в органы власти
- Политические акции, митинги, демонстрации
- Дискуссии, обсуждения политических вопросов в СМИ, интернете
Формы участия могут быть как институциональными (участие в работе политических институтов), так и неинституциональными (акции протеста). Активность граждан во многом зависит от политической культуры общества. В демократических странах у людей больше возможностей для участия в политической жизни. Поведенческий компонент позволяет оценить реальный уровень политической активности личности, соответствие ее действий декларируемым ценностям и мотивам.
Факторы, влияющие на формирование политической культуры
На формирование политической культуры личности влияют различные факторы. Их можно разделить на несколько групп:
- Социально-демографические факторы. К ним относятся возраст, пол, образование, род занятий, место проживания человека. Обычно более высокий уровень политической культуры наблюдается у людей зрелого возраста, с высшим образованием, проживающих в крупных городах.
- Политические институты и процессы. Государство, политические партии, СМИ оказывают влияние на политическую культуру граждан через образование, пропаганду, возможности участия в политической жизни. В демократических странах это влияние обычно позитивно.
- Исторический опыт. Историческое развитие страны формирует традиции политического участия, отношение граждан к власти, господствующие ценности. Так, в России сильны патерналистские настроения.
- Социокультурные факторы. Традиции, нормы, ценности той или иной культуры влияют на восприятие политики. Например, в восточных обществах бόльшую роль играет ориентация на авторитеты.
- Личный опыт. На формирование политической культуры влияет непосредственное участие человека в политических кампаниях, организациях, его общение с единомышленниками.
Таким образом, на политическую культуру личности воздействует комплекс факторов. Их учет необходим для понимания особенностей политического сознания и поведения граждан.
Особенности политической культуры россиян
Политическая культура россиян формировалась под влиянием особенностей исторического развития страны. Долгое время в России господствовала авторитарная политическая система, при которой основная масса населения была отстранена от участия в политике. Это наложило отпечаток на политические взгляды и поведение российских граждан.
- Низкий уровень политических знаний и интереса к политике у большинства населения.
- Пассивность, иждивенчество, ожидание решения проблем «сверху».
- Недоверие к власти, чиновникам, политикам.
- Терпимость к авторитарным методам управления.
В то же время в последние десятилетия наметились позитивные изменения в политической культуре россиян:
- Рост интереса к политике, особенно у молодежи.
- Усиление критичности в оценке власти и политиков.
- Развитие гражданской активности, рост числа НКО.
Тем не менее многие традиционные черты политической культуры россиян сохраняются. Это создает сложности на пути демократического развития страны.
Изменения политических взглядов молодежи
Молодежь часто рассматривают как наиболее динамичную часть общества. Это касается и политических воззрений. В постсоветской России политическая культура молодых людей претерпела существенные изменения. В 1990-е годы большинство молодежи было политически пассивно. Молодых людей в основном занимали повседневные проблемы выживания. Однако постепенно интерес к политике стал расти. Молодежь все чаще участвует в акциях протеста, волонтерском движении, online-активизме.
Ряд исследований показывает рост политической компетентности молодых россиян. Они лучше разбираются в политических институтах и процессах, чем старшие поколения. В то же время доверие к власти и лидерам у молодежи ниже. Характерной чертой является критичность мышления. Молодые люди склонны подвергать сомнению заявления чиновников, не доверяют официальным СМИ. Они ищут альтернативные источники информации, в том числе в интернете.
Взгляды российской молодежи неоднородны. Можно выделить несколько групп:
- Приверженцы либеральных ценностей, сторонники демократических преобразований.
- Молодежь, поддерживающая официальный политический курс, "государственники".
- Националисты и сторонники авторитаризма.
- Левые, коммунисты, социалисты.
В целом, несмотря на идейные различия, для значительной части молодых россиян характерно стремление к переменам, критическое отношение к власти, ориентация на демократические ценности. Рост политической активности и компетентности молодежи открывает новые возможности для общественного развития. Однако многое зависит от того, сможет ли государство учесть запросы молодых граждан на демократические преобразования.
Влияние интернета и соцсетей на политическую культуру
Стремительное развитие интернета и социальных сетей оказывает значительное влияние на политическую культуру личности в современном обществе. Интернет расширил возможности для политического самообразования граждан. Огромный объем информации о политике стал доступен online. Появились новые источники политических новостей, мнений, аналитики. Это способствует росту политических знаний пользователей.
В то же время интернет породил проблему недостоверности информации. В Сети много низкокачественного контента, слухов, фейков. Некритичное восприятие такой информации формирует искаженную политическую картину мира. Соцсети открыли новые возможности для политической самоорганизации граждан. Через Facebook, ВКонтакте, Twitter и др. легче найти единомышленников, организовать акцию протеста или другое политическое мероприятие. Распространение получили разные формы интернет-активизма.
Однако соцсети также усиливают поляризацию общества. Пользователи объединяются в «информационные пузыри», где укрепляются в своих взглядах, не вступая в диалог с инакомыслящими. Это мешает налаживанию конструктивной политической дискуссии. Новые медиа открыли широкие возможности для политической пропаганды и манипуляций общественным мнением. Используются технологии «астротурфинга», целевой рекламы, ботов и троллей для навязывания определенной повестки.
Таким образом, влияние цифровых технологий на политическую культуру неоднозначно. С одной стороны, они дают новые возможности для политического участия граждан. С другой - несут угрозы манипуляции сознанием и поляризации общества. Необходимы меры по развитию критического мышления и медиаграмотности пользователей.
Повышение уровня политической активности граждан
Политическая активность граждан является важным показателем развития политической культуры общества. В последние годы в России наблюдается тенденция к повышению уровня политического участия населения. Это проявляется, прежде всего, в росте электоральной активности. На выборах в Госдуму 2021 года явка избирателей достигла 51,7%, что стало максимумом за последние 15 лет. Люди все активнее используют свое избирательное право.
Растет вовлеченность граждан в решение локальных проблем. Жители объединяются для защиты парков и дворов от застройки, организуют добровольческие инициативы по благоустройству городской среды. Появляются новые формы гражданского участия. Это онлайн-петиции, краудфандинг социальных проектов, волонтерство. Люди осваивают цифровые инструменты для решения общественных проблем.
В то же время многие исследователи отмечают избирательность политического участия. Активнее других вовлечены в политику жители крупных городов, молодежь, средний класс. Пассивность сохраняется среди менее обеспеченных и образованных групп населения.
Для дальнейшего роста политической активности необходимо:
- Повышать правовую грамотность граждан, информировать о существующих возможностях участия в политике.
- Упрощать процедуры политического участия, делать их доступнее для разных групп населения.
- Поддерживать гражданские инициативы, вовлекать НКО в решение социальных проблем.
Рост политического участия граждан должен идти вместе с развитием демократических институтов. Иначе сохранится разрыв между запросом общества на перемены и реальной политикой властей.
Новые тенденции гражданского участия
Гражданская активность в современном мире обретает новые формы. Традиционные модели политического участия уступают место более гибким и технологичным. Все большую роль играет онлайн-активизм. Люди подписывают петиции, участвуют в интернет-кампаниях, координируют совместные действия в мессенджерах и соцсетях. Это позволяет вовлекать в политику тех, кто раньше был пассивен.
Приходит на смену традиционным НКО новое поколение горизонтальных гражданских движений. Они делают упор не на бюрократию, а на конкретные дела и результат. Яркий пример - волонтерство. Возникают элементы прямой e-демократии. Это электронное голосование по вопросам городского развития, публичные консультации онлайн. Такие практики повышают открытость власти.
Однако наряду с новыми возможностями есть и риски. Растет зависимость гражданской активности от крупных IT-компаний, владеющих платформами. Необходимо соблюдать баланс частных и общественных интересов в этой сфере. Чтобы реализовать потенциал новых форм участия, нужны: грамотное нормативное регулирование, цифровая грамотность граждан, готовность власти к диалогу с обществом. Это позволит сделать политическую культуру более открытой и восприимчивой к инновациям.
Перспективы развития политической культуры в России
Российское общество вступило в период перемен. Это неизбежно сказывается на политической культуре граждан, открывает новые перспективы ее эволюции. С одной стороны, мы видим рост политической активности, особенно среди молодежи. Люди проявляют бóльшую гражданскую сознательность, готовность участвовать в политике. Это позитивный тренд.
Вместе с тем сохраняются и негативные черты политической культуры россиян: патернализм, недоверие к институтам, тяготение к «сильной руке». Преодолеть их будет непросто. Многое зависит от политики государства. Дальнейшая демократизация системы, развитие местного самоуправления, общественного контроля будут способствовать формированию активной гражданской позиции.
Не менее важна роль гражданского общества и СМИ. Нужно повышать правовую и политическую грамотность населения, критическое мышление. Это поможет противостоять манипуляциям общественным сознанием. Главный источник перемен – новые поколения россиян. Они менее инертны, более восприимчивы к демократическим ценностям. Поэтому развитие политической культуры будет зависеть от того, какую роль в этом процессе сможет сыграть молодежь.