Завещание Лермонтова: наследие великого поэта
Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 году, когда он находился в ссылке на Кавказе. Это одно из самых известных и глубоких произведений поэта. В нем он как бы предвидит собственную трагическую судьбу.
«Завещание» представляет собой исповедь смертельно раненого солдата, который перед смертью обращается к близкому другу с несколькими просьбами. Через образ героя Лермонтов выразил свое мироощущение и душевное состояние предчувствия близкой гибели.
История создания стихотворения «Завещание»
Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 году, когда он находился во второй ссылке на Кавказе. Впервые опубликовано оно было в 1841 году в журнале «Отечественные записки». Многие исследователи считают это стихотворение пророческим, поскольку оно во многом перекликается с последующей судьбой самого поэта. Действительно, рассказ лирического героя имеет много общего с биографией Лермонтова. Возможно, он таким образом представлял свое недалекое будущее.
«Завещание» представляет собой монолог смертельно раненого солдата, который обращается к своему близкому другу. Герой понимает, что ему осталось недолго, и хочет провести последние часы наедине с самым верным человеком. Это отражает личную тоску самого Лермонтова, который всегда страдал от одиночества. На Кавказе у него не было близких друзей, в отличие от России.
ЗАВЕЩАНИЕ
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
В своем монологе герой сомневается, к кому обратиться через друга с последними словами. Он понимает, что никто не будет по-настоящему оплакивать его смерть. Это выражает горечь самого поэта, который так и не нашел свое место в жизни. Герой беспокоится о родителях, просит передать привет родному краю. Особое внимание он уделяет девушке, в которую когда-то был влюблен.
Таким образом, в «Завещании» нашли отражение философские размышления зрелого Лермонтова о жизни и смерти, о предназначении человека. Стихотворение пронизано тоской и одиночеством, что было характерно для мировосприятия поэта в последние годы жизни. Хотя автобиографических деталей в произведении немного, оно очень точно передает душевное состояние Лермонтова накануне его трагической гибели.
Тематика и образы стихотворения «Завещание»
Основная тема стихотворения «Завещание» - судьба простого солдата, его предсмертная исповедь. Эта тема традиционна для литературы первой половины XIX века.
В центре произведения - лирический герой, рядовой солдат. Он тяжело ранен и понимает, что умирает. Но перед лицом смерти герой сохраняет спокойствие и достоинство. Он не пытается цепляться за жизнь.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Герой обращается к своему близкому другу-сослуживцу. Это единственный человек, которому он открывает душу в последние минуты жизни. Солдат осознает, что мало кто будет интересоваться его судьбой после смерти. Тем не менее, он просит рассказать о его кончине всем, кто спросит.
Особое внимание в монологе героя уделено воспоминаниям о родных - родителях и возлюбленной. Солдат тепло вспоминает родной край. Эти образы помогают раскрыть душевный мир простого человека, для которого семья и родина - главные ценности в жизни.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Таким образом, через судьбу конкретного персонажа в стихотворении поднимаются вечные темы - любви, дружбы, патриотизма, жизни и смерти. Образ рядового солдата воплощает лучшие человеческие качества.
Поэтика стихотворения «Завещание» Лермонтова
Стихотворение «Завещание» имеет ясную композицию, состоящую из четырех строф по восемь строк каждая. Лирический герой – умирающий солдат – обращается к своему товарищу с последними наставлениями и просьбами. Первые две строфы посвящены общим рассуждениям о смерти и просьбе рассказать о его кончине всем, кто спросит. В третьей строфе он просит передать привет родному краю и не печалить родителей ложью о возвращении. Наконец, в последней строфе он вспоминает бывшую возлюбленную и велит и ей рассказать об его участи.
- Разностопный ямб, создающий разговорную интонацию
- Перекрестная (АБАБ) и парная (ААББ) рифмовка
- Эпитеты: «плохи лекаря», «пустое сердце», «умер честно»
Важную роль играет интонация: многоточия передают задумчивость и грусть героя. Эмоциональный накал нарастает в последней строфе при воспоминании о соседке, где много риторических восклицаний. Аллитерация («з», «с», «ж») тоже способствует созданию печального настроения.
Язык стихотворения близок к разговорному, что отражает простоту солдата. В целом поэтика «Завещания» отличается лаконичностью, соответствующей ситуации произнесения последних слов умирающим человеком.
Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, ка́к давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет...
Ей ничего не значит!
Значение стихотворения «Завещание» в творчестве Лермонтова
Стихотворение «Завещание» занимает важное место в творчестве Михаила Лермонтова, являясь своеобразной поэтической исповедью поэта накануне его трагической гибели. Произведение было написано в 1840 году, когда Лермонтов находился в ссылке на Кавказе, всего за год до роковой дуэли.
Хотя непосредственных совпадений с биографией поэта немного, в стихотворении угадываются его собственные переживания. Здесь и тема разлуки с родиной, и отсутствие близких людей рядом, и невозможность найти свое место в обществе. Даже мотив женской неразделенной любви связывают с именем Варвары Лопухиной, в которую Лермонтов был влюблен в юности.
«Завещание» глубоко личное и автобиографичное по своей сути. Откровенные строки поэта о одиночестве, обреченности и безразличии окружающих к судьбе лирического героя созвучны его собственным чувствам. В аллитерациях, многоточиях, разговорной интонации – все выражает внутреннее состояние поэта.