Для начала давайте определимся с тем, что структура банка — это не просто совокупность отделов и прочих подразделений в составе территориальных представительств, которыми заправляет строгое Правление. На самом деле речь идет о внутренней организации работы финансового учреждения, которая позволяет:
• формализовать и структурировать методы управления;
• разрабатывать основы отношений внутри организации;
• определять группы исполнителей.
Звучит немного сложно, не правда ли? Но это нормально, ведь структура банка — важнейший аспект, который позволяет добиться главного: достичь целей, которые были поставлены перед финансовой организацией, например, общим собранием акционеров.
Вообще, современный менеджмент характеризуется наличием нескольких моделей, скажем так, конфигурации кредитно-финансовых учреждений. В то же время структура банка России — это уже никакой не менеджмент. Это Конституция и конкретный Федеральный Закон, определяющий состав подразделений, в чьи обязанности входит, в том числе, и контроль деятельности остальных участников банковского сектора. Что характерно, главное банковское учреждение страны применяет в своей работе в основном экономические методы управления. Но в особых случаях они могут заменяться и административными. Существующая сегодня структура Центрального банка представляет собой единую систему, управление которой имеет централизованный характер и выстроено по вертикали.
Однако вернемся к «рядовым» участникам отечественной банковской отрасли.
Наиболее традиционной считается механистическая структура банка. Она бывает двух видов: функциональная и дивизионная.
Первая характеризуется наличием отдельных подразделений, каждое из которых создано для выполнения четко обозначенного круга задач. Здесь следует говорить о вертикальной иерархии департаментов, в состав которых входят управления, отделы и так далее. Другими словами, имеет место пооперационное разделение: кредитный, операционный, валютный отдел (сектор).
Что касается дивизионных структур, то здесь при делении в расчет принимается ориентация на регион, потребителя или же продукт. Соответственно, каждый сотрудник конкретного подразделения — некий «универсальный солдат», готовый предложить клиенту полное обслуживание по тем видам услуг, которые оказывает конкретное банковское отделение. Зачастую внутри него (отделения) работники поделены на несколько управлений. Одно из управлений работает только с физическими лицами, второе — исключительно с юридическими, третье — с ВИП-клиентами. При этом те, кто работает с клиентами, относятся к фронт-офису, а те, кто занимается оформлением соответствующих документов, — к бэк-офису.
Альтернативой механистической является органическая структура банка. В данном случае финансовая организация ориентируется, в первую очередь, на изменяющуюся окружающую среду. Поэтому здесь принято различать структуры проектного типа и матричного. Первые создаются для выполнения какого-то конкретного проекта, а вторые — являются, по сути, механистической структурой, которая совмещается с проектным подходом к выполнению того или иного задания.
Комментарии 0
Причина жалобы