Двигатель ВАЗ-21214 был разработан в начале 2000-х годов специально для автомобиля "Лада Нива". Этот мотор пришел на смену карбюраторному двигателю ВАЗ-21213 и отличался установкой системы распределенного впрыска топлива. Благодаря инжектору мощность двигателя выросла до 84 л.с., а расход топлива снизился. Двигатель 21214 ставился на "Ниву" вплоть до 2012 года.
За это время конструкция мотора претерпела ряд изменений, но в целом он сохранил простоту и надежность, присущие всем двигателям ВАЗ. Многие владельцы Нив выбирают именно этот мотор за неприхотливость в эксплуатации и способность работать в самых сложных условиях.
История создания двигателя ВАЗ-21214
Двигатель ВАЗ-21214 был разработан в конце 1990-х годов специально для внедорожника Lada Niva. Этот мотор пришел на смену карбюраторному двигателю ВАЗ-21213 и стал первым инжекторным двигателем для "Нивы". Разработка велась на базе нового 16-клапанного двигателя ВАЗ-2123, который планировался для установки на второе поколение внедорожника.
ВАЗ-21214 получил новую алюминиевую головку блока цилиндров с двумя распредвалами верхнего расположения (DOHC), гидрокомпенсаторами клапанного привода и систему изменения фаз газораспределения. Вместо карбюратора была установлена система распределенного впрыска топлива Bosch MP7.0. Также появился гидравлический натяжитель цепи вместо пружинного.
Благодаря этим новшествам двигатель ВАЗ-21214 выдавал мощность 80-82 л.с. и крутящий момент 137 Нм. По сравнению с предшественником 21213 мощность выросла на 12 л.с., а расход топлива снизился. Кроме того, двигатель стал экологичнее и соответствовал нормам Евро-2.
Двигатель 21214 в российских «Нивах» начали массово устанавливать с 2001 года. Для экспортных рынков этот мотор выпускался и раньше под индексом ВАЗ-21214. В дальнейшем двигатель регулярно модернизировался, переходил на нормы Евро-3 и Евро-4.
Таким образом, инжекторный мотор ВАЗ-21214 стал важной вехой в истории легендарного внедорожника Lada Niva. Он позволил существенно улучшить динамику, экономичность и экологичность автомобиля, сохранив при этом его простоту и надежность.
Достоинства и недостатки двигателя 21214
Двигатель ВАЗ-21214 заслуженно считается одним из лучших моторов для внедорожника Lada Niva. Этот агрегат имеет ряд весомых преимуществ по сравнению со своим предшественником - карбюраторным ВАЗ-21213:
- Увеличенная до 82 л.с. мощность при 5800 об/мин обеспечивает достаточную динамику автомобиля даже при полной загрузке.
- Максимальный крутящий момент 137 Нм достигается уже на 2600 об/мин, что позволяет уверенно разгоняться с низких оборотов.
- Расход топлива снизился на 10-15% благодаря системе впрыска Bosch MP7.0.
- Соответствие экологическому стандарту Евро-2 сделало двигатель более чистым.
- Новая алюминиевая головка цилиндров повысила надежность и ремонтопригодность.
- Гидрокомпенсаторы в приводе клапанов снизили шумность работы мотора.
Однако у ВАЗ-21214 есть и определенные недостатки:
- Высокий расход масла, особенно на изношенных двигателях.
- Частая поломка цепи ГРМ из-за ненадежного гидронатяжителя.
- Возможны проблемы с электроникой при отсутствии качественного обслуживания.
- Недостаточно надежная система охлаждения может стать причиной перегрева.
- Достаточно короткие интервалы замены ремня ГРМ - каждые 60-80 тыс. км.
Тем не менее, при правильной эксплуатации двигатель ВАЗ-21214 может прослужить без капремонта до 250-300 тыс. км пробега. А по соотношению цена/качество этот мотор и вовсе является одним из лучших предложений для внедорожников класса Lada Niva.
Распространенные проблемы и их решения
Несмотря на достаточно высокую надежность, у двигателя ВАЗ-21214 в процессе эксплуатации могут возникать типичные неисправности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Повышенный расход масла
Эта проблема обычно возникает после 70-80 тыс. км пробега. Причины:
- Износ поршневых колец и цилиндров
- Закоксовывание маслосъемных колпачков
- Нарушение герметичности маслосборника
- Засорение сапуна картера
Решение: замена поршневых колец и маслосъемных колпачков, промывка масляных каналов головки блока, замена сапуна и устранение течей в маслосборнике.
2. Поломка цепи ГРМ
Эта неисправность возникает из-за ослабления натяжения цепи. Причины:
- Подклинивание гидронатяжителя
- Износ звездочек цепи и распредвалов
- Нарушение периодичности замены цепи
Решение: замена гидронатяжителя, цепи и звездочек. Соблюдение регламента замены цепи ГРМ.
3. Перегрев двигателя
Причины:
- Нарушение герметичности системы охлаждения
- Установка неоригинального термостата
- Выход из строя электровентилятора
- Загрязнение радиатора
Решение: опрессовка системы охлаждения, замена термостата и электровентилятора, промывка радиатора.
При своевременном выявлении и устранении неполадок двигатель ВАЗ-21214 может прослужить без капремонта 150-200 тыс. км. Регулярное ТО, использование качественных расходников и опытный подход к ремонту - залог долгой работы этого надежного агрегата.
Рекомендации по эксплуатации двигателя 21214
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что двигатель ВАЗ-21214 является одним из лучших моторов для культового российского внедорожника Lada Niva. Этот современный инжекторный агрегат пришел на смену устаревшему карбюраторному двигателю ВАЗ-21213 и позволил значительно улучшить динамику, топливную экономичность и экологичность автомобиля.
Главные преимущества двигателя 21214:
- Увеличенная до 82 л.с. мощность и крутящий момент 137 Нм;
- Сниженный на 10-15% расход топлива благодаря впрыску Bosch MP7.0;
- Соответствие нормам Евро-2;
- Повышенная надежность и ремонтопригодность.
- Более комфортная и тихая работа.
Однако этот двигатель не лишен и характерных недостатков:
- Повышенный расход масла;
- Возможны проблемы с гидронатяжителем цепи ГРМ;
- Требует качественного обслуживания электроники;
- Имеет недостаточно надежную систему охлаждения.
Тем не менее, при правильной эксплуатации этот агрегат отличается высокой ремонтопригодностью и может прослужить 150-200 тыс. км до капремонта. Для обеспечения максимального ресурса рекомендуется:
- Соблюдать регламент техобслуживания, менять масло и фильтры вовремя;
- Использовать качественное моторное масло класса не ниже SL/CF;
- Следить за состоянием цепи ГРМ и менять ее по регламенту;
- Не запускать двигатель при перегреве, своевременно менять термостат и промывать радиатор;
- При появлении неисправностей сразу обращаться к опытному механику.
- Использовать для ремонта только качественные оригинальные запчасти.
Также важно помнить, что двигатель 21214 требует аккуратного вождения без перегрузок. При грамотной эксплуатации этот мотор прослужит долго и надежно, обеспечивая внедорожнику Lada Niva отличную динамику и проходимость.