Устройство, предназначенное для пропуска газообразных и жидких сред в одну сторону и блокировки их обратного хода, называется лепестковый клапан. Применение ему нашлось в осевых вентиляторах, где исключается попадание атмосферного воздуха в помещение, и в двигателях внутреннего сгорания, что предотвращает возврат топлива из цилиндра в карбюратор.
Изделие для вентиляторов состоит из корпуса, в подшипниках которого закреплены специфической формы лопатки. Подшипники поддерживают свободный ход клапана в случае работы вентилятора при отрицательных температурах. Работающий вентилятор подаёт поток воздуха на лопатки, которые постоянно пребывают в открытом положении. После прекращения работы лопатки становятся в исходное положение, за счёт чего перекрывают сечение клапана.
Существует по-особому модифицированный клапан лепестковый. Тюльпан – его второе название, в основе его конструкции коробчатый корпус из четырёх стенок. На осях корпуса жёстко закреплены профилированные створки, выполненные из оцинкованной стали. Тип примыкания створок – замковый.От простых, на основе одной лопатки, устройств лепестковый обратный клапан отличают низкий показатель инерционности срабатывания и меньшая стандартная скорость потока, раскрывающая его. Особенно выгодно использовать такое изделие в осевых типах вентиляторов, где скорость потока меньше в сравнении с радиальными типами.
- Экономия топлива. Поступательное движение поршня вверх образует разрежение в картерном пространстве. Затем, через карбюратор туда всасывается воздух, смешивается с бензином, отчего образуется топливная смесь. Смесь поступает до тех пор, пока поршень двигается вверх. Как только он начинает идти вниз, давление оказывает на лепестковый клапан действие, и лепестки перекрывают ход смеси обратно. Вокруг карбюратора будет чисто, да и выброса смеси в атмосферу не происходит, потери минимизируются.
- Мощность двигателя. Лепестковый клапан позволяет увеличивать мощность на малых и средних оборотах. Секрет в том, что в картер и в цилиндр попадает больше смеси, поскольку ранее выбрасываемая в атмосферу порция используется по прямому назначению.
- Приземистость транспортного средства. Это явление - прямое следствие из предыдущего свойства – увеличения мощности.
- Устойчивый холостой ход. Дело в том, что режим холостого хода состоит из низких оборотов двигателя. Как раз на этих оборотах эффект обратного хода смеси выражен наиболее ярко. Лепестковый клапан при каждом движении поршня пропускает в картер точное количество смеси.
- Простой запуск двигателя. Поступление в цилиндры стабильной порции смеси позволяет заводить двигатель легче, как говорится – «с полтычка».