Правила выбора объектива: советы и отзывы о производителях

В фотографии, пожалуй, наиболее персональным решением является выбор объектива. При огромном количестве доступных вариантов кажется, что найти правильный невозможно. Даже профессиональные фотографы по нескольку раз меняют комплект объективов, прежде чем остановятся на приемлемом варианте. Идеального правила для тех, кто выбирает, какую оптику приобрести, не существует. Но советы, приведенные в данной статье, могут пролить свет на некоторые аспекты, которые необходимо учитывать независимо от того, производится ли выбор объектива для Canon, Nikon, Sony или фотоаппарата другого производителя.

Почему приходится обновлять набор оптики?

С одной стороны, даже если пользователь доволен своими объективами, есть большая вероятность того, что их придется заменить. Новые модели появляются на рынке каждый год, а старое оборудование через некоторое время выходит из строя. Кроме того, меняются интересы фотографа. Если раньше он не снимал дикую природу, то ему нужно будет заменить свое снаряжение, если намерен пойти по этому пути.

Есть, конечно, профессионалы, которые успешно пользовались одним комплектом в течение длительного периода времени. Пожалуй, самый известный такой фотограф – Анри Картье-Брессон. В течение большей части своей жизни он оставался верным 50 мм (хотя иногда использовал 35 мм и 90 мм). Многие бы хотели оказаться в подобном положении – чувствовать себя настолько комфортно, чтобы не возникала необходимость покупать что-то новое, предполагая, что технология объектива остается относительно постоянной. Именно здесь советы по подбору оптики могут помочь.

Выбор объектива Nikon

Определение потребностей

В области фотографии каждый преследует свои интересы, поэтому в мире так много объективов. Оборудование для съемки дикой природы редко будет совпадать с набором специалиста по архитектуре. По мере специализации выбор объектива все больше зависит от фотографируемых объектов. Например, для макросъемки используется оптика, которую никто больше не использует.

Ниже приведен перечень наиболее важных параметров, которые следует учитывать при подборе объектива.

Вес

Легкий комплект переносить удобнее, что желательно почти в каждом жанре фотографии.

Тому, кто часто отправляется в поход для пейзажной съемки, понадобится легкий комплект. Если носить набор объективов в рюкзаке, то разница в несколько десятков грамм не будет иметь большого значения. Например, комплект из 20-мм, 35-​​мм и 70-200-мм оптики весит в общей сложности 1,5 кг, что разумно для фокусных расстояний, которые они покрывают. При этом 105-мм объектив можно оставить дома, поскольку он просто дублирует 70-200-мм. Беззеркальный комплект был бы легче, хотя, возможно, не настолько, как может показаться.

Lumix GX7

Фокусное расстояние

В идеальном случае должны быть покрыты все фокусные расстояния, которые планируется использовать. Для экономии веса лучше избегать объективов, которые выполняют аналогичные функции. Например, немногим действительно необходимо иметь одновременно оптику 24-мм f/1.8 и 28-мм f/1.8.

Хороший выбор как портретных объективов, так и пейзажных обеспечивает комплект 20-мм, 35-​​мм и 70-200-мм. Фокусные расстояния 70-200 мм покрывают почти все варианты ландшафтной фотографии. Выбор широкоугольного объектива позволяет визуально увеличить дистанцию и поместить в кадре весь объект съемки, будь то здание, большая группа людей или пейзаж. Разрыв между 35 и 70 мм не должен беспокоить, поскольку эти фокусные расстояния используются редко. В идеале, конечно, лучше иметь большее покрытие широкоугольного диапазона, не жертвуя весом или качеством изображения.

Качество изображения

Все фотографы предпочитают высокое качество изображения. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, как правило, обеспечивают лучшие снимки в условиях недостаточного освещения, чем зумы.

Выбор объектива Sony

Максимальная апертура

Оптика с широким относительным отверстием идеальна для съемки в темных условиях или для получения небольшой глубины резкости. Фотографы, снимающие пейзажи и макросцены, рекомендуют выбирать объектив с диафрагмой f/8 или меньше. Однако для ночной съемки очень приветствуется диафрагма f/1.8.

Резьба для фильтров

Если планируется использовать фильтры, лучше всего приобрести оптику с резьбой такого же размера, как и у других объективов. Однако большинство моделей позволяет работать с фильтрами, если приобрести к ним дополнительные держатели.

Для ландшафтного фотографа важно иметь возможность легкой смены фильтров. По отзывам, объектив Nikon 14-24mm f/2.8, у которого нет соответствующей резьбы, позволяет устанавливать меньшие и, менее дорогостоящие фильтры. Тем не менее это не имеет большого значения, поскольку почти вся оптика позволяет их использовать.

Скорость автофокусировки

Для съемки движения скорость и точность фокусировки являются двумя из наиболее важных параметров. Другие фотографы вообще могут быть к ним безразличными.

Объектив Samyang

Особые возможности

Если необходима оптика для макросъемки, со сдвигом наклона или даже просто с системой уменьшения вибрации, то нужно искать объективы с соответствующим функционалом.

Например, пейзажистам необходимо оборудование для ночной и телефотосъемки. Контроль над вибрацией и другие возможности не так важны, если постоянно пользоваться штативом, однако функция поворота и сдвига оптической оси хотя и дорогая, но того стоит.

Качество сборки

Защита от воздействия внешней среды, материал корпуса, гладкость фокусного кольца, даже марка объектива может внести свой вклад в аспекты качества сборки и эргономики. Корпуса одних моделей выполняются из металла, а других – из высококачественного пластика. По отзывам, все современные производители обеспечивают достаточный уровень сборки, чтобы для фотографов оно не имело решающего значения. Хотя защиту от воды и пыли они приветствуют. Следует обратить внимание на исполнение фокусировочного кольца – некоторые предпочитают более гладкую его форму. В целом, чем дороже объектив, тем выше качество его сборки.

Совместимость

Плохо, когда оптика не работает с имеющейся камерой. Фотографам, использующим современные полнокадровые DSLR, не нужно беспокоиться о проблемах совместимости. Однако выбор объектива Nikon для владельцев камер с сенсором меньшего размера по возможности должен ограничиваться FX-моделями, поскольку они пригодятся после перехода на полнокадровый фотоаппарат. То же справедливо и для других производителей. Выбор объектива Sony должен ограничиваться форматом FE, рассчитанном на 35-мм сенсор. При этом следует учитывать, что при установке на камеры с APS-C-датчиком 1,5х фокусное расстояние также увеличивается в полтора раза.

Объектив Tanron

Цена

Стоимость оптики, пожалуй, является самым важным фактором. Объективы недешевы, но в разной степени. Например, f/2.8-зумы и оптика с фиксированным фокусным расстоянием f/1.4 обойдутся дороже. Пейзажные фотографы могут сэкономить, поскольку они редко нуждаются в объективах с широкой диафрагмой или быстрой фокусировкой. Если денег мало, то даже комплектная оптика (в т. ч. 18-55 и 55-200-мм зумы) подойдет для съемки ландшафта. Доступны объективы всех ценовых диапазонов, и всегда можно перейти на лучший, накопив достаточную сумму.

Принятие решения

Ни один комплект оптики не является окончательным. Даже при точном выборе фокусных расстояний объективов все равно их придется сменить. Фотография неотделима от постоянных экспериментов.

Для начала следует определиться со степенью важности каждого из перечисленных 10 факторов. Если вес является наиболее значимой составляющей, то оптимальным выбором может стать беззеркальная камера или фотоаппарат с урезанным сенсором. Если вес не играет большой роли, но нужна надежная и быстрая автофокусировка, то следует приобрести DSLR. Конечно, при наличии камеры определенного типа число вариантов будет ограничено.

Фотограф, специализирующийся на съемке пейзажей, перед принятием решения о выборе объектива для «Никона» должен заранее определить, сколько денег он готов потратить. При этом подбирается оптика с охватом необходимых фокусных расстояний. Наличие полнокадровой зеркальной камеры Nikon сужает поиск еще больше, хотя и оставляет некоторое количество возможных вариантов для сравнения. Окончательное решение является результатом длительного, но не непреодолимого процесса. В поиске помогают онлайн-ресурсы, такие как база данных объективов Photography Life. Она позволяет увидеть список всей оптики, который подходит для конкретного крепления камеры. Конечно, это не быстрый процесс, но он является неотъемлемой частью поиска нужного набора.

Объектив Sigma

Разрыв фокусного расстояния

Большой разрыв между фокусными расстояниями (например, между 35-мм и 70-200-мм) проблемы не представляет. Конечно, в этом случае некоторые снимки сделать сложнее, но анализ использования фокусных расстояний позволит решить, какие значения используются редко. Кроме того, есть способы добиться, например, 50-мм фокусного расстояния без использования 50-мм объектива.

Некоторые фотографы сходят с ума из-за отсутствия оптики с определенными параметрами. Если есть желание иметь комплект 14-24 мм, 24-70 мм, 70-200 мм и 200-400 мм, то не стоит стесняться этого. Набор должен работать на того, кто им пользуется, и только это имеет значение. Есть и фотографы, которые предпочитают иметь перекрывающиеся фокусные расстояния, например, 16-35 мм в сочетании с 24-120 мм и 70-200 мм. Этот комплект вполне приемлем, хотя за лишние миллиметры (по весу, цене или оптике) придется платить.

Но многим профессиональным фотографам не мешают «пропуски» нескольких фокусных расстояний. Небольшой пробел или даже относительно большой разрыв не являются концом света. Например, Анри Картье-Брессон использовал комплект с объективами 35 мм, 50 мм и 90 мм. И вряд ли он был обеспокоен отсутствующими фокусными расстояниями.

Личные предпочтения

Насколько важны особенности объективов – от веса до фокусных расстояний – зависит от конкретного фотографа. Кто-то, вероятно, отдаст предпочтение Zeiss 50 мм, а не более дешевому Nikon. Это нормально и должно учитываться при выборе объектива. Даже ландшафтный фотограф может ненавидеть сверхширокоугольную оптику. И можно остановиться на диапазоне 24-70 мм, а не 11-24, даже если многие с этим не согласны.

Например, при выборе объектива для пейзажа под зеркалку Canon всегда есть несколько конкурирующих опций сторонних производителей, многие из которых дешевле оптики японской компании, не уступая ей качеству изображения. Тем не менее фотографы склонны выбирать модель Canon по причинам (таким, как эффект боке и защита от влаги и пыли), которые на самом деле не имеют большого значения. Это не очевидное решение, особенно для тех, кто пытается сэкономить на всем, но в конечном итоге оно себя оправдывает. Такой выбор объектива для Canon дает возможность сделать лучшую фотографию, требующую точности от каждого бита пикселя. Можно ли ее получить с оптикой стороннего производителя? Вероятно, да, но точно сказать нельзя. Поэтому лучше следовать своим ощущениям.

На более рациональном уровне у фотографа могут быть разные предпочтения того, что нравится и не нравится в объективе. Фокусное расстояние 50 мм можно любить больше, чем любое другое, даже без конкретной причины. Этого достаточно, чтобы добавить его в свой комплект. Или, возможно, предпочтение отдается объективам с фиксированным фокусным расстоянием, а не зумам. Такой выбора тоже абсолютно правильный.

Конечно, личные предпочтения со временем будут меняться. Например, можно любить сверхширокоугольные объективы (16 мм и более широкие), а затем посчитать их трудными в использовании и не особенно полезными. И совершенно точно, что в какой-то момент предпочтения снова изменятся, и широкие углы вновь станут абсолютными фаворитами. И невостребованный объектив всегда можно вернуть или перепродать.

Выбор объектива для Canon

Улучшение набора с течением времени

Очень маловероятно, что первые объективы идеально подойдут для нужд фотографа. Однако каждый из них расскажет что-то новое и ценное о личных предпочтениях. Например, проработав более года с 50-мм оптикой, можно понять, что это фокусное расстояние применяется редко. А использование объективов с фиксированным фокусным расстоянием позволит понять, что можно обойтись и без зума.

Набор оптики хорош тем, что позволяет легко менять его компоненты. Хотя перепродажа компенсирует только часть затрат, лучше думать о неизбежных расходах, как о плате за долгосрочную аренду. Можно потерять немного денег в этом процессе, но это дешевле, чем брать объективы напрокат. Кроме того, фотограф получает представление об оптике, которая лучше всего подходит для его личного стиля.

По отзывам профессионалов, за свою карьеру они полностью поменяли свои комплекты 4 и более раз, все время добиваясь улучшения качества снимков. Набор оптики – это развивающаяся и постоянно меняющаяся часть вашего фотографического оборудования, которая будет продолжать улучшаться по мере осознания пользователем своих потребностей.

В заключение

Выбор объектива – нелегкое решение. Количество вариантов слишком велико, особенно если учитывать все старые модели и продукцию сторонних производителей. Вероятно, что с первой попытки найти лучший комплект не удастся, и даже со второй и третьей. Но по мере изучения своих предпочтений в фотографии, правильный выбор объектива на "Кэнон", "Никон", "Сони" и др. марки камер будет делать легче.

Отзывы профессионалов это подтверждают. Например, по возвращении из экспедиции фотограф может понять, что снимки, сделанные 105-мм телеобъективом всегда немного выходят за рамки требуемого фокусного расстояния. Их приходится либо обрезать больше обычного, либо они требуют большего увеличения. Таким образом, естественным образом возникает необходимость в приобретении относительно светосильного и невероятно резкого телеобъектива 70-200 мм f/4. Поиск необходимой модели занимает не более нескольких минут, а его длительное использование подтверждает правильность принятого решения.

Вполне вероятно, что выбор не всегда будет таким четким и успешным. В большинстве случаев потребуется несколько попыток, прежде чем появится ощущение уверенности в своем объективе. А некоторые никогда не находят идеальное решение, и это тоже хорошо – если фотографу нравится часто менять свою оптику, то это прекрасный способ наслаждаться процессом съемки. Единственное, что действительно имеет значение – это удовольствия от той работы, которой занимаешься. Если комплект доставляет радость, то это важнее любых технических соображений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.