Старые бобинные магнитофоны для большинства сегодня - лишь груда металлолома. Однако для наших родителей и дедушек с бабушками когда-то они были единственной возможностью слушать музыку в доцифровую эпоху. Более того, в советские времена приобрести один из подобных устройств было непросто. Для каждого своего счастливого обладателя такой прибор был символом праздника. Рассмотрим самые известные модели бобинных магнитофонов СССР.
Магнитофон: что это за зверь и с чем его едят?
До появления цифровых плееров для записи звуковой информации и ее воспроизведения использовались магнитофоны.
Они существовали параллельно с граммофонами, патефонами и прочими проигрывателями для виниловых пластинок.
Изначально подобные приборы осуществляли запись на стальную проволоку со специфическим покрытием. В дальнейшем - на магнитную ленту.
Помимо магнитофонов для записи звука на основе этой технологии был изобретен видеомагнитофон.
Но к началу 2000-х оба прибора были окончательно вытеснены с рынка цифровыми носителями. И сегодня встречаются только у любителей старины.
Бобины
На заре существования в магнитофонах для записи использовалась проволока, а на закате они были адаптированы под прямоугольные компакт кассеты с магнитной лентой. Однако в свою золотую эпоху главным носителем были бобины. Еще их называли катушками. Отсюда и название - бобинный магнитофон (катушечный).
Каждая из этих приспособлений представляла собой две металлические или пластиковые пластины со стержнем по центру. На него наматывалась магнитная лента с информацией.
Для работы бобинного магнитофона всегда необходимо было использовать две катушки. Одна звалась подающей, вторая - принимающей.
Для проигрывания лента с одной перематывалась на вторую. В дальнейшем они могли меняться местами.
Чтобы извлечь звук, протяжный механизм позволял ленте приблизиться к магнитной головке бобинного магнитофона. Она выполняла роль считывающего, записывающего и стирающего устройства. Кстати, именно эта важная деталь стала предком головок дисковых накопителей, без которых сегодня невозможна работа ни одного компьютера.
Первые бобины для магнитофона были довольно громоздкими из-за толщины и ширины пленки. Постепенно она уменьшалась вместе с сокращением размера катушек. В конечном итоге они эволюционировали в компакт кассеты. Эти маленькие прямоугольники фактически содержали одновременно и подающую, и принимающую бобины. Из-за уменьшения ширины ленты качество звука ухудшалось. И хотя в быту кассетный магнитофон стремительно вытеснял катушечный, профессионалы по-прежнему предпочитали использовать последний. Это длилось вплоть до распространения цифровых устройств.
Магнитная лента
Главным и наиболее ценным в любой бобине была магнитная лента (пленка). На ней содержалась вся информация.
Ширина магнитной ленты в разных странах и в различные периоды отличалась. Для советских бобинных магнитофонов стандартной считалась 6,25 мм.
В отличие от ширины, стандарт допускал 3 варианта толщины: 55, 37, 27 или 18 мкм. Дело в том, что толстые ленты обладали лучшими механическими свойствами и были долговечнее. Но они были "капризны", так как для плотного прилегания к считывающей головке требовали сильного натяжения, а значит не каждый магнитофон был способен справиться с ними. Кроме того, толстой ленты помещалось на бобине значительно меньше, чем тонкой.
Для сравнения: на бобину диаметром 18 см помещалось 525 м пленки толщиной 37 мкм. В случае с 55 мкм на такой же катушке ленты было на 175 метров меньше. Не удивительно, что для бытовых нужд использовались более тонкие, хотя и менее надежные, пленки.
Что касается производителей ленты, в то в СССР на этом специализировались 3 предприятия: "Свема", "Тасма" и "Славич". За рубежом наиболее известными были TDK, Sony, 3М, BASF и Agfa.
Краткая история бобинного магнитофона
Первый полноценный работающий аппарат был изобретен в 1925 г. Куртом Штилле. Он записывал на проволоку.
Через 2 года была изобретена и запатентована магнитная лента. Поначалу ее основой была бумага. Позже ее удачно заменили на более прочную и долговечную полимерную пленку.
Что касается самой технологии катушечных магнитофонов, она была также разработана в 20-х годах. В это время Шуллером была предложена конструкция кольцевой магнитной головки. Впоследствии она стала классической. Состояла она из кольцевого магнитного сердечника с обмоткой с одной стороны и зазором с другой. В обмотку подавался ток записи. Он вызывал выход магнитного поля в зазоре, которое и намагничивало ленту в такт изменения сигнала.
Когда же происходил процесс воспроизведения, все было в точности до наоборот. Лента замыкала магнитный поток сквозь зазор на сердечник, наводила электродвижущую силу в обмотке.
Первые бытовые катушечные магнитофоны и магнитные ленты к ним стали производиться в 1934 - 35 гг. немецкими фирмами BASF и AEG. Кстати, именно с легкой руки последней и появилось название "магнитофон".
В течение нескольких лет именно немцы были королями этой ниши.
После победы во Второй мировой войне американская и советская стороны в качестве репарации "позаимствовали" у AEG конструкцию их магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем каждая из стран стала активно развивать полученную технологию.
Наиболее известные советские марки магнитофонов
К сожалению, в СССР часто предпочитали копировать чужие изобретения, а не создавать свои, при том что наши ученые разрабатывали массу интересных и революционных идей, которые в перспективе могли сулить технологическое лидерство стране.
К примеру, еще на заре магнитофонной эры именно в Советском Союзе придумали аналог бумажной ленты - целлюлозную. Однако развитие своих открытий требовало финансов и времени. А вот гарантий положительного результата не было никаких. Поэтому предпочтение отдавалось уже проверенным "краденым" изобретениям, которые видоизменялись и переименовывались. Потом они запускались в производство. Так происходило с машинами, фотоаппаратами, компьютерами и магнитофонами.
Справедливости ради не стоит забывать, что так поступали не только в СССР, но и в тех же европейских странах и США. Но там эта привычка не набрала столь широкого распространения, как у нас. Поэтому, выкрав наравне с Советским Союзом технологию у немцев, уже к средине 50-х американцы доработали ее настолько, что получили возможность записывать не только звук, но и изображение на магнитную ленту. Так были изобретены видеомагнитофоны. Ирония в том, что этот прорыв был осуществлен россиянином Александром Понятовым, который еще во время революции 17-го года был вынужден уехать из страны и после многих лет скитаний осел в США.
Что касается успехов СССР в данной сфере, то на основе готовой технологии уже к 1949 г. был выпущен в продажу первый советский бытовой бобинный магнитофон "Днепр-1". Это был однодорожечный ламповый прибор, работающий со стандартной магнитной лентой в 6,25 мм. Несмотря на некоторую несостоятельность модели, она неплохо себя зарекомендовала. В дальнейшем стали появляться новые, более совершенные приборы разных марок.
В первые годы катушечные магнитофоны были весьма дорогим и дефицитным товаром. Поэтому рядовые советские граждане получили более-менее свободную возможность покупать их только к средине 60-х. Во многом это случилось благодаря появлению собственных предприятий практически в каждой республике, специализирующихся на производстве катушечных магнитофонов.
В Новосибирске выпускали "Ноту", "Комету", "Иней", в Нижнем Новгороде (в СССР он именовался "Горький") - "Романтик", в Санкт-Петербурге (Ленинграде) - "Астру" и "Орбиту", в Москве - "Яузу", в Омске - "Сатурн", в Киеве кроме "Маяка" был "Юпитер", в Кирове - "Олимп" и т.д.
Не все модели названных торговых марок были удачными, но многие из них были очень и очень достойными. Чтобы обеспечить всех желающих, приходилось до невозможности упрощать производство. Эта гонка за массовостью приводила к тому, что более половины всех магнитофонов были отвратительного качества. Так что радиолюбителям часто приходилось браться за паяльники и чинить заводские недостатки.
"Маяк"
Рассмотрение наиболее известных советских моделей стоит начать с продукции Киевского завода "Маяк".
Еще будучи "Днепром" (до 1963 г.), предприятие выпустило 14 моделей катушечных магнитофонов. Все они были ламповыми и были рассчитаны на ленту шириной 6,25 мм. Далеко не все из них были запущены в массовое производство.
Особо стоит отметить "Днепр-8" (1954). Он стал первым бобинным магнитофоном, работавшим от батареек. По сравнению с другими приборами, он считался портативным, весил всего 6 кг. Чтобы завести его, нужно было использовать пружинный мотор граммофонного типа. Процедуру стоило повторять каждые 5 минут, с помощью боковой ручки. Этакой гибрид патефона и магнитофона. На нем использовались катушки диаметром в 10 см (100 метров пленки). Скорость воспроизведения записи - 9,6 см/с.
Через 2 года вышла более революционная модель - "Днепр-9", первый советский двухдорожечный магнитофон. Основан на модели "Днепр-5". Весил 28 кг и был предназначен для катушек с диаметром 18 см (350 м). Скорость воспроизведения - 19,05 см/с.
После смены имени Киевский завод производил все те же ламповые модели, но уже под название "Маяк".
С 1971 г. предприятие начинает выпуск транзисторных катушечных приборов.
Наилучшим по качеству считался бобинный магнитофон "Маяк-203", а также его собрат "Маяк-001 стерео", который привез приз с международной выставки.
Последний начали выпускать с осени 1973 г. На нем можно было записывать и воспроизводить моно/стерео фонограммы. А также перезаписывать с одной дорожки на другую множество раз с возможностью наложения новой записи на уже готовую.
Также у "Маяка-001" был счетчик метража ленты и 2 скорости (19,05см/с и 9,53 см/с). Это чудо весило 20 кг. К нему прилагался пульт управления. Купить такой прибор было очень непросто.
Первый "Маяк-203" сошел с конвейера осенью 1976 г. Он позволял записывать моно/стерео с различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник/телевизор/радиолиния и другой магнитофон).
У этой модели было стразу 3 скорости: 19,05 см/с, 9,53см/с и 4,76 см/с. По сравнению с предыдущим, он был крошкой, весил 12,5 кг.
"Нота"
Эти товары производились Новосибирским электромеханическим заводом. С 1966 г. ламповые, а с 1975 г. - транзисторные.
Интересный нюанс, если вы попытаетесь найти бобинный магнитофон "Нота" - потерпите неудачу. Так как данное предприятие производило только приставки. С их помощью можно было слушать бобины на большинстве радиол или радиоприемников.
Они были, естественно, дешевле самых бюджетных магнитофонов. А поэтому обрели в народе особую популярность. Особенно среди радиолюбителей, использующих их в качестве основ для собственных изобретений.
Для примера, стоимость первой ламповой "Ноты" 1966 г. (скорость 9,53 см/с, катушки на 15 м, двухдорожечная монофоническая) 80 руб. В то же время, как самые дешевые бобинные магнитофоны стоили 85 руб. и дороже.
Кроме того, приобретение приставки "Нота" позволяло экономить пространство в и без того крохотных квартирах и коммуналках, а также пристроить их к работе радиолы.
Наиболее популярные ламповые модели - "Нота-М" (скорость 9,53 см/с, 2 дорожки, вес 9 кг) и "Нота-303" (тот же вес, скорость и количество дорожек, но данная приставка могла записывать звук с телевизора, радиолы или другого магнитофона).
Среди транзисторных моделей наиболее удачными считались:
- "Нота-304". Была спроектирована на основе "Инея-303". Имела 4 дорожки и весила 8 кг. Скорость - 9,53 см/с. Могла производить как запись, так и голоса, музыку из любого источника. В ней можно было регулировать громкость, уровень записи, ставить на паузу.
- "Нота-202-стерео" и "Нота-203-стерео" имели общий внешний вид и были собраны по сходной схеме. Однако последняя не имела автостопа. В остальном эти четырехдорожечные приставки были очень похожи. Масса каждой из них была около 11 кг. Они обладали двумя стандартными скоростями воспроизведения. Позволяли записывать с большинства приборов.
"Комета"
Катушечные магнитофоны под таким названием производили в Новосибирске, начиная с 50-х. Кстати, помимо различных моделей бобинного магнитофона "Комета", здесь же выпускалась еще одна марка подобного прибора - "Мелодия".
Наиболее известными были такие аппараты:
- "Комета-212-стерео". Благодаря особой популярности имела несколько модификаций: "Комета-212-1-стерео" и "Комета-212М-стерео". Оригинальная модель имела 2 мотора и 2 скорости (19,05 см/с и 9,53 см/с). Вес - 12,5 кг.
- "Комета-214" - катушечный стереофонический магнитофон, разработанный на базе моделей 209 и 212. Имел 2 стандартные скорости. Весил 11,5 кг. Его особенностью была возможность двухканальной монофонической синхронной записи с микрофонных входов. А также наложение новой записи на уже готовую.
- "Комета-120-стерео" считался более профессиональным. Имел 2 дорожки и 2 стандартных для "Комет" скорости. Комплектовался двумя колонками. Только одна масса его центральной части составляла 23 кг. Конструкция предусматривала возможность смешивания сигналов входов как микрофонного, так и общего, многократную перезапись с одновременным наложением сигнала, идущего из любого входа. Также на нем можно было прослушивать перезаписанную фонограмму, контроль сигнала во время записи и уровня воспроизведения индикаторами, выдерживать паузы в записи при движущейся ленте.
"Орбита"
Магнитофоны этой марки производились на Ленинградском заводе "Пирометр". Примечательно, что в линейке продукции были как магнитофоны, так и приставки.
Наиболее известные модели из первой категории: бобинный магнитофон "Орбита-204-стерео" и его собрат "Орбита-205-стерео". Все они имели по 2 стандартные скорости, а также 4 звуковые дорожки. Масса 15 кг.
В этих моделях можно было регулировать громкость, баланс, тембры, уровень записи, ставить на паузу.
Среди магнитофонов-приставок "Орбита" лучшими считались стерео модели 106 и 107. В них было 2 скорости, 3 мотора и 4 дорожки. Вес каждого - 24 кг. Такие приставки были предназначены для записи музыки и голоса с микрофона, радиоприемника, телевизора, а также для их воспроизведения через 2 выносные акустические системы.
"Олимп"
И последними среди самых известных в СССР приборов такого рода являются бобинные магнитофоны "Олимп".
Они производились на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Большая часть продукции - магнитофонные приставки. Хотя среди их товаров были магнитофоны.
Наиболее удачной моделью принято считать "Олимп УР-200", спроектированный на основе "Олимп-005 стерео". Он имел весьма специфическую сферу применения - запись телефонных переговоров. Естественно, его главной целевой аудиторией были спецслужбы.
Те из гражданских, кто приобретал эту махину весом в 20 кг, тоже не жаловались. Так как даже в роли обычного магнитофона "Олимп УР-200" был весьма качественным продуктом. Он имел 2 скорости: 19,05 см/с и 2,36 см/с. Среди других особенностей аппарата - кварцевая система стабилизации скорости, автокоррекция, электронная коммутация по всем входам, регулировка тока подмагничивания. В магнитофоне имелся полный автореверс, таймер, люминесцентная индикация уровня записи и счетчик ленты. С его помощью можно было искать нужный фрагмент по паузам.
Что же касается приставок, самыми лучшими были:
- "Олимп-003-стерео". Магнитофон-приставка высшей группы сложности. 4 дорожки и 2 классические скорости. Вес 27 кг. Предназначен для записи музыки и голоса с микрофона, радиоприемника, телевизора.
- "Олимп-005-стерео". Прибор наивысшего класса. Вес 20 кг. 2 стандартные скорости, а также полный автореверс, таймер, люминесцентная индикация уровня записи, счетчик ленты. В будущие годы на его основе был разработан "Олимп-006-стерео".
Как видно из описаний, начинка у большинстве "Олимпов" была просто фантастической. Можно было сказать, что в СССР наконец-то научились делать хорошие бобинные магнитофоны. Вот только был один жирный-жирный минус. Приборы эти появились в конце 80-х - первой половине 90-х, когда кассетные магнитофоны практически полностью вытеснили бобинные.