Немного найдется в истории советского автопрома автомобилей, сравнимых с ВАЗ Нива по вкладу в мировое автомобилестроение. Принизить роль этой машины в развитии автомобиля очень трудно, как бы высоко ее не оценивать, все равно этого будет мало. Именно она дала новый толчок в развитии джипов и, по сути, стала первым в мире кроссовером. Чтобы понять это, достаточно немного вернуться назад и вспомнить историю появления машины.
Первое серийное авто сошло с конвейера в 1977 году, хотя работы над ним начались в 1970-м. Создавалось оно как автомобиль повышенной проходимости для сельских жителей, причем в ходе создания советские конструкторы нарушили практически все сложившиеся стереотипы, существовавшие в мире для подобных автомобилей.На тот момент джип в общепринятом понимании должен был иметь:
-подключаемый передний привод;
-утилитарный, простой и без лишних удобств кузов;
-мягкий (брезентовый) верх;
- рамную конструкцию и зависимую подвеску.
Так вот, ничего этого ВАЗ Нива не имел! Автомобиль был с неотключаемым полным приводом, независимой подвеской и жестким металлическим кузовом с уровнем комфорта, почти не уступающим обычному легковому автомобилю. В производстве использовались детали от серийно изготовляемых легковых автомобилей. Машина демонстрировала великолепную проходимость и уверенное поведение на дорогах в городе и за его пределами.
Когда началось серийное производство ВАЗ Нива, цена модели составляла 9000 тогдашних рублей. Тем не менее, купить ее было чрезвычайно затруднительно, 80% всего объема производства уходило на экспорт. В Германии продажа Нивы проводилась по очереди, и существовала запись на ее покупку, в Австрии несколько лет именно Нива составляла 90% рынка внедорожников.
Несмотря на продажу за границей по высокой цене, долгое время интерес к этой машине не ослабевал. Его постоянно поддерживали победы Нивы на многочисленных ралли, в том числе она была среди призеров знаменитого Дакара, а также выигрывала такие престижные марафоны, как "Алжирское ралли" и "Ралли фараонов". Кроме этого, можно упомянуть покорение высоты 5700 метров и работу в Антарктиде в течение нескольких лет.
Одним из дальнейших этапов развития стало появление ВАЗ Нива Шевроле, когда GM купила модернизированную Ниву, готовящуюся к производству в Тольятти, вместе с брендом Нива. Однако Нива продолжает по-прежнему выпускаться, правда, уже под названием Лада 4х4. За это время машина прошла несколько модернизаций, и, несмотря на то, что внешний вид у нее остался неизменным, ее характеристики значительно улучшились, она по-прежнему является любимой машиной рыбаков и охотников.Сказать, что внедорожник ВАЗ Нива представил новый класс автомобиля, будет явно недостаточно. Он во многом предопределил и показал дорогу, по которой в дальнейшем пошло развитие мирового автопрома, выступил предтечей современных кроссоверов и комфортных внедорожников.