Аутизм, что это? Особенности, признаки и симптомы

Аутизм - загадочное и малоизученное расстройство развития, которое кардинально меняет жизнь не только больного ребенка, но и всей его семьи. Давайте разберемся, что представляет собой этот недуг, каковы его причины и симптомы, и как жить дальше с таким диагнозом.

История изучения аутизма

Впервые термин "аутизм" был предложен в 1943 году австрийским психиатром Лео Каннером для описания особого типа эмоциональных расстройств у детей. Параллельно немецкий психиатр Ганс Аспергер в 1944 году выделил схожее состояние, которое впоследствии получило название "синдром Аспергера".

В 1950-1970-х годах продолжались исследования в области детского аутизма, уточнялись его признаки и симптомы. Аутизм был включен в основные классификации психических заболеваний (DSM и МКБ) в конце 1970-х годов.

C 1980-х годов ведутся активные исследования биологических и генетических основ аутизма. Обнаружена связь этого расстройства с отклонениями в работе нейромедиаторных систем мозга.

Что такое "аутизм" - определение и сущность расстройства

Согласно современным представлениям, аутизм - это тяжелое нарушение психического развития, проявляющееся в виде дефицита социального взаимодействия, нарушения коммуникации и ограниченных интересов с повторяющимся поведением. Эту триаду признаков называют "классическим аутизмом".

Однако в настоящее время предпочитают говорить о расстройствах аутистического спектра (РАС). Это собирательный термин для обозначения состояний от легких проявлений до тяжелых форм детского аутизма.

Классификация аутизма

Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра:

  • По МКБ-10 выделяют детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера и другие разновидности
  • DSM-IV и DSM-V используют термины "аутистическое расстройство", "синдром Аспергера" и "первазивное расстройство развития"
  • Классификация Никольской разделяет детский аутизм на 4 группы по уровню интеллекта и тяжести состояния

Кроме этого, выделяют различные подтипы аутизма, такие как синдром саванта, синдром Аспергера и другие.

Как часто встречается аутизм

По данным Всемирной организации здравоохранения, расстройства аутистического спектра встречаются в среднем у 1% детского населения. В некоторых странах этот показатель достигает 1,5-2%.

Отмечается, что диагноз "аутизм" ставят в 3-5 раз чаще мальчикам, чем девочкам. Причины такой гендерной асимметрии до конца не ясны.

В последние десятилетия отмечается рост числа диагностированных случаев аутизма. Это может быть связано с расширением диагностических критериев и повышением информированности врачей и родителей.

Причины и факторы риска аутизма

Причины возникновения аутизма до конца не ясны. Рассматриваются различные теории:

  • Генетическая предрасположенность
  • Нарушения развития головного мозга
  • Дисбаланс нейромедиаторных систем
  • Аутоиммунные факторы
  • Влияние факторов окружающей среды

К основным факторам риска относятся:

  • Наследственная отягощенность психическими заболеваниями
  • Осложнения беременности и родов
  • Воздействие инфекций, токсинов, стресса
  • Повышенный возраст родителей

Гипотеза о связи вакцинации и аутизма в настоящее время опровергнута многочисленными исследованиями.

Дети играют во дворе, аутичный мальчик сидит отдельно под деревом

Как проявляется аутизм: симптомы и признаки

Основными признаками аутизма как нарушения развития являются:

  • Нарушения социального взаимодействия
  • Проблемы коммуникации
  • Стереотипное, ограниченное поведение и интересы

К дополнительным проявлениям относятся:

  • Нарушения речи
  • Интеллектуальные расстройства
  • Моторные и двигательные проблемы
  • Нарушения восприятия

Симптомы аутизма варьируют по степени тяжести и с возрастом ребенка. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем больше шансов помочь аутичным детям адаптироваться в обществе.

Особенности аутизма у детей разного возраста

Уже на первом году жизни у ребенка могут проявляться такие симптомы аутизма, как:

  • Отсутствие реакции на имя
  • Избегание зрительного контакта
  • Игнорирование родителей

В возрасте 2-4 лет настораживают следующие признаки аутизма у детей:

  • Нежелание играть с другими детьми
  • Задержка и нарушения речевого развития
  • Повторяющиеся действия и стереотипии

У подростков могут обостряться такие проявления аутизма, как социальная отстраненность, тревожность, депрессия. Взрослые люди с РАС также сталкиваются со многими проблемами в повседневной жизни.

Диагностика аутизма

Диагноз "аутизм" может быть поставлен только комплексно, с участием разных специалистов - психологов, психиатров, неврологов. Используются стандартизованные опросники и тесты для выявления характерных признаков.

Важное значение имеет дифференциальная диагностика, чтобы отличить аутизм от других сходных состояний, таких как задержка психоречевого развития, умственная отсталость, шизофрения.

Чем раньше будет распознан аутизм и начата коррекционная работа, тем больше шансов на успешную социальную адаптацию ребенка в будущем.

Методы лечения и коррекции аутизма

Целебных средств от аутизма пока не существует. Однако применяются различные методы коррекции:

  • Поведенческая терапия
  • Специальные обучающие программы
  • Логопедическая помощь
  • Медикаментозное лечение сопутствующих расстройств
  • Диетотерапия

Доказана эффективность раннего комплексного вмешательства. Оно позволяет скорректировать поведение ребенка и облегчить его адаптацию к школе и социуму.

Девочка с куклой сидит у окна в дождливый день

Обучение и развитие детей с аутизмом

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности. Чаще всего такие дети получают образование в специализированных учреждениях, где работают подготовленные педагоги и психологи.

Для аутичных детей разработаны специальные коррекционные программы и методы обучения с учетом их психофизических возможностей. Применяются визуальные подсказки, пошаговое объяснение заданий, повторение и закрепление изученного материала.

В последние годы получает распространение инклюзивное образование, когда аутичный ребенок учится вместе с обычными детьми. Это возможно при высокофункциональном аутизме и наличии тьюторского сопровождения.

Жизнь семьи аутичного ребенка

Рождение ребенка с аутизмом - тяжелое испытание для родителей. Им приходится сталкиваться с эмоциональными проблемами, финансовыми трудностями, дефицитом времени и сил.

Воспитание такого ребенка требует огромного терпения и самоотдачи. Родители вынуждены постоянно контролировать поведение малыша, предотвращать истерики и агрессию.

Большая нагрузка ложится и на других членов семьи, особенно если есть еще здоровые дети. Им тоже требуется внимание и забота.

Социализация и адаптация людей с аутизмом

Люди с расстройствами аутистического спектра, как правило, испытывают трудности с социальной адаптацией. У многих из них ограничены возможности самообслуживания, обучения, трудоустройства.

Однако при высокофункциональном аутизме возможно обучение социальным и бытовым навыкам. Такие люди могут жить относительно независимо и работать, если им создать комфортные условия.

Профилактика аутизма и аутистических черт

К сожалению, в большинстве случаев предотвратить развитие идиопатического аутизма невозможно. Однако есть рекомендации, позволяющие снизить факторы риска:

  • Планирование беременности
  • Пренатальная диагностика
  • Здоровый образ жизни будущих родителей
  • Грамотное родовспоможение

Важно как можно раньше распознавать первые признаки отклонений в развитии ребенка и принимать меры по их коррекции.

Будущее изучения проблемы аутизма

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор остается много вопросов о причинах и механизмах развития аутизма. Предстоит еще много работы по поиску его биологических маркеров, возможных методов профилактики и лечения.

Требуются новые технологии диагностики, реабилитации и социальной адаптации людей с РАС. Важно добиться повышения качества их жизни и возможностей самореализации.

Раннее выявление аутизма

Очень важно как можно раньше распознать первые признаки аутизма у ребенка. Это позволяет своевременно начать коррекционную работу, когда мозг еще очень пластичен.

Родителям рекомендуется обращать внимание на такие особенности поведения младенца, как отсутствие улыбки, фиксации взгляда на лице матери, нереагирование на свое имя. Это может свидетельствовать об отклонениях в развитии.

В возрасте 1-3 лет настораживать должны задержка речи, нежелание играть с другими детьми, повторяющиеся стереотипные действия, отсутствие интереса к окружающему.

Детский аутизм и семья

Рождение ребенка с аутизмом кардинально меняет жизнь семьи. Родителям приходится столкнуться с эмоциональным стрессом, финансовыми трудностями, дефицитом сил и времени на других членов семьи.

Очень важно не замыкаться в себе, а искать поддержку и помощь у специалистов, общественных организаций, других родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Не стоит стесняться своего ребенка.

Инклюзия для детей с аутизмом

В последние годы все больше аутичных детей обучаются вместе с обычными сверстниками в рамках инклюзивного образования. Это возможно при высокофункциональном аутизме.

Для успешной инклюзии необходимо создать особые условия: тьюторское сопровождение аутичного ребенка, использование специальных методик и материалов, работа психолога с детским коллективом.

Трудности социализации при аутизме

Людям с расстройствами аутистического спектра сложно адаптироваться в социуме и освоить навыки самообслуживания. У многих ограничены возможности получения образования и трудоустройства.

Однако при высокофункциональном аутизме человек может жить относительно самостоятельно. Ему просто нужна помощь в обучении социальным навыкам и организации комфортных условий работы и быта.

Надежды и опасения родителей аутичного ребенка

Родители аутичных детей испытывают смешанные чувства. С одной стороны - тревога за будущее ребенка, неуверенность в его способности адаптироваться в жизни.

Но есть и надежда на то, что своевременная помощь, терпеливая поддержка близких и упорные занятия позволят скорректировать поведение ребенка, облегчить ему социализацию и самореализацию.

Особенности общения при аутизме

У детей с аутизмом есть существенные проблемы с коммуникацией. Многие из них не могут выразить словами свои мысли и желания. Другие, наоборот, говорят много, но их речь не несет смысловой нагрузки.

Также часто встречаются нарушения невербальной коммуникации: отсутствие мимики и жестов, непонимание чужих эмоций. Это серьезно осложняет взаимодействие аутичных детей с окружающими.

Сенсорные нарушения при аутизме

Многие дети с РАС страдают от сенсорных нарушений. Они могут проявляться в виде повышенной или пониженной чувствительности к звукам, запахам, прикосновениям, вкусам.

Из-за этого аутичные дети нередко реагируют неадекватно: затыкают уши при громких звуках, отказываются от определенной пищи, не переносят тесного телесного контакта.

Стереотипии при аутизме

Характерной особенностью аутистов являются повторяющиеся движения и действия, не несущие практического смысла. Это может быть раскачивание, постукивание, перебирание пальцами и т.д.

Такие стереотипные движения (стереотипии) помогают аутичным детям саморегулироваться. Но со стороны это выглядит неадекватно и мешает взаимодействию с окружающими.

Творческий потенциал при аутизме

Несмотря на проблемы социального взаимодействия, многие люди с аутизмом обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Описаны случаи савантов - художников, музыкантов, математиков с диагнозом аутизм.

Важно разглядеть и развить творческий и интеллектуальный потенциал аутичного ребенка. Это поможет ему реализовать себя и почувствовать собственную значимость.

Преодоление трудностей семьей аутичного ребенка

Семья, воспитывающая аутичного ребенка, сталкивается с множеством сложностей. Это эмоциональное напряжение, финансовые проблемы, дефицит внимания к другим членам семьи.

Очень важно найти ресурсы и силы, чтобы сохранить позитивный настрой и веру в будущее. Полезно искать поддержку у близких, врачей, общественных организаций. Вместе можно преодолеть любые трудности.

Особенности мышления при аутизме

У детей с аутизмом часто отмечаются нарушения абстрактного мышления. Им сложно понимать переносный смысл, метафоры, иносказания. Они воспринимают все буквально.

Также характерны трудности с переключением внимания, планированием и выполнением последовательности действий. Аутичным детям нужен четкий распорядок и визуальные подсказки.

Ранняя диагностика аутизма

Очень важно как можно раньше распознать первые признаки аутизма у ребенка. Это позволяет своевременно начать коррекционную работу, пока мозг еще пластичен.

Родителям стоит обращать внимание на социальное поведение младенца, его реакции на обращенную речь и эмоциональные проявления окружающих.

Преимущества ранней диагностики аутизма

Чем раньше будет распознан аутизм, тем больше шансов на успешную коррекцию. Мозг ребенка в возрасте до 3 лет обладает высокой пластичностью, и поведенческие навыки формируются легче.

Своевременное начало занятий с логопедом, дефектологом, психологом значительно увеличивает шансы адаптировать ребенка к школьному обучению и социальному взаимодействию.

Трудности инклюзии для аутичных детей

Далеко не все дети с аутизмом могут успешно учиться в обычных классах. Это возможно лишь при высокофункциональном аутизме и создании специальных условий.

Часто возникают проблемы из-за неготовности учителей и одноклассников, отсутствия тьютора, сложностей с подбором заданий и методик обучения.

Поддержка семей аутичных детей

Воспитание ребенка с аутизмом - сложная задача, требующая огромных ресурсов. Родители в таких семьях нуждаются в поддержке и помощи.

Важно не замыкаться, а искать единомышленников среди других родителей, обращаться к психологам, участвовать в работе общественных организаций.

Надежды на будущее изучение аутизма

Несмотря на накопленные знания об аутизме, многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Наука продолжает поиски биологических маркеров этого расстройства, возможных методов профилактики и лечения.

Есть надежда, что новые технологии помогут лучше понять природу аутизма и найти пути помощи людям с РАС.

Роль генетики в возникновении аутизма

Согласно современным представлениям, в основе большинства случаев идиопатического аутизма лежит генетическая предрасположенность. Однако конкретные гены и механизмы до конца не выяснены.

Известно, что риск развития аутизма значительно выше, если в семье уже были случаи психических и неврологических заболеваний. Аутизм чаще возникает при наличии мутаций и хромосомных аномалий.

Неврологические основы аутизма

Предполагается, что в основе аутизма лежат нарушения развития и функционирования отделов головного мозга, отвечающих за социальное поведение, коммуникацию, эмоции.

Отклонения могут возникать на разных этапах внутриутробного развития под воздействием генетических и средовых факторов. Это приводит к дефициту определенных нервных связей.

Исследования мозга при аутизме

Современные нейровизуализационные методы, такие как МРТ, позволяют выявить структурные и функциональные особенности мозга при аутизме.

Обнаружены отклонения в размерах и активности отдельных зон коры, нарушения межполушарного взаимодействия. Эти данные приближают нас к пониманию нейробиологических механизмов аутизма.

Сопутствующие нарушения при аутизме

Аутизм редко выступает как изолированное расстройство. Часто наряду с ним отмечаются другие нарушения: интеллектуальная недостаточность, эпилепсия, расстройства речи, моторика и др.

Такие сопутствующие проблемы еще больше осложняют состояние ребенка и затрудняют его адаптацию. Поэтому очень важна комплексная коррекционная работа.

Сенсорные особенности при аутизме

Многие дети с аутизмом страдают от сенсорных нарушений: повышенной или пониженной чувствительности к звукам, прикосновениям, запахам, свету.

Из-за этого они могут неадекватно реагировать на сенсорные раздражители, что выглядит странно со стороны и мешает взаимодействию с людьми.

Трудности социализации взрослых с аутизмом

Проблемы с социальной адаптацией не исчезают с возрастом. Взрослые люди с аутизмом также испытывают трудности с самообслуживанием, поиском работы, организацией быта.

Но при высокофункциональном аутизме и грамотной поддержке человек может найти свое место в жизни, получить профессию и относительную независимость.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Статья интересная но не полная и в некоторых местах даже неверная. Нельзя сказать что аутистичный ребенок слепоглухонемой. Есть разные степени аутизма и соответственно детки по разному себя ведут. Существует такое понятие как высокофункциональный аутизм. Люди с таким диагнозом неотличимы от "нормальных", им ставят такой диагноз потому что они немного по другому видят мир. Также однозначно сказать, что аутизм, это тяжелое психическое заболевание - нельзя
Копировать ссылку
0
Потому что большинство аутистичных деток хорошо реагируют на терапии и полностью выздоравливают. Терапии кардинально не влияют, к сожалению, на тех деток, чей мозг был поражен при развитии или в последствии вакцинации или отравлении тяжелыми металлами. Сейчас в интернете очень много распространено информации об аутизме. Но ценную и точную инфо можно найти только на английском языке. Потому что в америке этот вопрос изучается уже давно
Родитель ребенка с аутизмом
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.