Мировоззрение средневековых славян было тесно связано с окружающими их природными силами. Древнерусские боги олицетворяли силы природы. Кроме божеств, в народных верованиях присутствовало множество других фантастических существ вроде леших, мавок, бесов, берегинь, банников и других. Некоторые из них дошли с русскими народными верованиями и до настоящего времени.
Вселенная древних славян
О мировоззрении восточных славян нам сегодня известно крайне мало. Несравненно меньше, чем об аналогичных верованиях многих западных и восточных народов. Это произошло по причине отсутствия у наших предков собственной письменности достаточно долгий период. Нарративных источников, дающих представления о взглядах древнерусских племен, попросту нет. В определенной мере об этом рассказывают другие источники: каменные идолы, религиозные капища, текстовые упоминания более позднего времени и так далее. Общее представление о Вселенной, какой ее видели восточные славяне, может дать знаменитый Збручский идол, найденный в одноименной реке в Украине. Это двухметровое изваяние имеет четыре стороны и три уровня, каждый из которых олицетворяет Вселенную: подземный (мир темных существ), земной (мир людей) и небесный (мир богов). Как уже было сказано, объектом поклонения для русских была сама природная стихия, в которой они видели божественное провидение.
Этимология божественных имен
Уже сами имена богов восточных славян указывают на их функции и природные силы, за которые они ответственны: Род являлся прародителем всех богов и вообще всего живого на земле; Дажьбог – бог, дающий солнечный свет и изобильное плодородие; Мара – богиня зла и ночи, олицетворяющая гибель всего живого поздней осенью. Ее антагонистом была весенняя богиня Лада. Нередко древнерусские имена божеств являлись местным вариантом очень похожих богов из других европейских мифологий. Так, Перун представлял собой одну из ипостасей весьма популярного среди индоевропейских народов бога-громовержца. Мара связывалась разными авторами с римскими божествами Цецерой и Марсом. Имя Велеса некоторые историки выводят от балтийского бога царства мертвых Вяльнаса.Крещение Руси
Переломным для язычества стало правление во второй половине X века киевского князя Владимира. Древнерусские боги попросту перестали соответствовать условиям развивающегося мира. Могущественные соседи Руси (Византия, католические
коалиции, Арабский халифат) к этому времени были монотеистическими государствами. Древнерусские боги же не способствовали внутренней консолидации страны, а, следовательно, тормозили ее усиление и развитие. За несколько лет до принятия христианства Владимиром была предпринята попытка духовной унификации русских земель. На киевском капище были собраны самые популярные древнерусские боги в виде шести идолов (Хорса, Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокоши, Семаргла). Однако вскоре стало понятно, что реформа не даст должных результатов. А тесные контакты с могущественными соседями, в первую очередь с Византией, подтолкнули князя к принятию греческого варианта христианства в 988 году. Следует также отметить, что не только мифологические существа сумели существовать в новой системе. Многие древнерусские боги со временем превратились в православных святых в местном христианстве.