Мифология – часть культуры любого общества, создаваемая в каждую историческую эпоху. Как правило, чем дальше во времени отстают от нас события, тем меньше в легендах остается правды. Народные сказания, притчи и сказки отличаются от сочинений летописцев тем, что в них персонажами выступают, помимо людей, мифологические существа, зачастую символизирующие духовное начало - как положительное, так и отрицательное. При этом каждое из них обладает какими-то особенностями внешнего облика, пусть и воображаемого, отличающими их от других легендарных персонажей.
Очень-очень давно
Мифы Древней Греции, Египта, Рима, Индии, Китая и многих других давних цивилизаций чаще всего были частью официально принятой в те времена религиозно-государственной доктрины. Зевс, Аполлон, Атланты, Сирены и Медуза Горгона органично участвовали в легендарных событиях наравне с людьми-героями, обретшими за свои подвиги богоподобие. Древние мифологические существа, созданные воображением жрецов и простолюдинов, в результате культурно-исторического обмена стали прообразами загадочных обитателей сумрачного мира европейской и русской земли в эпоху Средневековья.
Добрым молодцам урок
Сказка – особый вид мифа, для которого характерно проникновение в сюжет сложившихся веками персонажей. Они действуют среди людей, используя свои сверхчеловеческие способности. Предназначены эти истории для детей, а к сочинительству их, помимо народа, приложили руку многие выдающиеся литераторы. Какая же сказка без волшебства и кто сможет их совершить лучше, чем мифологические существа? Главное в них, конечно же, не способы и средства, а цели поступков. У злых персонажей они недобрые и коварные, а у положительных – наоборот, как и в жизни.
Бабки-Ежки, Кащеи и Кикиморы
В СССР существовала собственная официальная мифология, предполагавшая материалистический подход при рассмотрении всех общественных явлений, даже тех, которых на самом деле не было. Зато в искусстве мифологические существа вполне допускались, особенно в произведениях, предназначенных для детей. Мультфильмы и кинокартины, снятые по мотивам русских сказок, пестрят, помимо Аленушек, Иванушек, царевичей и прочих «человеческих» героев, такими персонажами, как Змей-Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора, Водяной, и многими другими. Как правило, заимствованные из фольклора русские мифологические существа выглядят совсем нестрашными, иногда шаловливо-милыми, они несут в своих образах даже определенное отрицательное обаяние, а артисты, исполняющие их роли, играют с неподражаемым юмором. Детей, конечно же, пугать не нужно, но насколько такая трактовка соответствует первоисточнику?
Яга
Баба-Яга была злой старухой, но не простой, каких много, а особенной. Это чуть ли не главное мифологическое существо в русском фольклоре. Яга обладала определенной связью с демоническими силами и способностью перемещаться в трехмерном пространстве, иными словами - летать. В отличие от европейских аналогов, совершавших полеты, как правило, на метле верхом, отечественная Баба-Яга имела более комфортное средство передвижения - ступу, а помело использовала лишь в качестве управляющего устройства. Одевалась просто, даже слишком - в лохмотья. Первоначально ничего смешного в этом образе углядеть было невозможно. Яга олицетворяла злую волю и обладала немалыми техническими возможностями ее воплощения.
Горыныч
Некоторые русские мифологические существа очень похожи на иностранных собратьев. Змеем Горынычем в былые столетия не без успеха пугали детей. Это почти тождественный аналог восточного или европейского дракона, обладающий всеми признаками современного самолета-штурмовика, а именно: способностью летать, наносить удары по наземным целям, а также высокой живучестью. Убивать его было делом хлопотным и почти бесполезным из-за его уникальной регенерационной способности, выраженной в вырастании голов взамен утраченных. Каким-то загадочным образом и информация, содержавшаяся в мозгу, тут же восстанавливалась и обновлялась. В перерывах между агрессивными налетами Горыныч прятался в подземном терриконе, замаскированном под гору с пещерой. Во вражде с таким противником ничего забавного нет.
Кощей
Кощея обычно изображают в виде очень худого, даже скелетообразного, старца, обладающего тем не менее недюжинной силой - как физической, так и моральной. Имя персонажа происходит от слова «кошт», то есть кость. Общий корень есть и со словом «кощуны» (кощенства, они же кощунства), означающим колдовские действия, производимые в древние времена над останками людей. К основному имени чаще всего добавляется титул «Бессмертный», выражающий способность многократно оживать, даже будучи сокрушенным чьей-то богатырской мощью. Другие демонические мифологические существа, встреча с которыми тоже не может радовать, в этом смысле уступают Кощею. Чтобы нейтрализовать его окончательно, следует знать некоторые тайны (игла, яйцо, птица и т. д.).
Бывают ли добрые чудища?
Не так известны многие другие мифологические существа, список которых весьма обширен. Сталкиваясь с непознанным, ужасаясь ему и ощущая собственную беспомощность, люди испокон веков объясняли свои беды враждебным воздействием и происками сверхъестественных чудовищ. Иногда некоторые из них становились на сторону добра, но в любом случае с ними обходиться следовало крайне осторожно, дабы они не сменили милость на гнев. Названия мифологических существ у разных народов отличаются, но многие общие черты указывают на сходность восприятия и способности домысливать внешние признаки.
Бесы представляются хвостатыми, козлоногими и рогатыми практически во всех этнических и религиозных традициях. Вещая птица Гамаюн, пресмыкающиеся Василиски и Аспиды, Снеговик (традиционно вылепляемый из снега), Оборотень (в немецком варианте Вервольф), Упырь (в Европе его зовут вампиром), даже сам Вий, предводитель нечистой силы, ставший героем знаменитой повести Н.В. Гоголя и одноименного советского триллера, далеко не всегда становятся сказочными персонажами. Они олицетворяют силы зла, возглавляемые Князем Воздушным.
Истоки химерных образов
Как бы там ни было, а материальное воплощение злой воли невозможно без зримого или воображаемого физического образа. Если доброе начало в большинстве традиций почти тождественно человекоподобию (Будда, Бог-Отец, Бог-Сын, Херувимы, Серафимы, Богатырь, Великан, Фея и др.), то мифологические существа, представляющие темную сторону нематериального мира, более зверообразны. Особо ужасными представляются образы, в которых присутствует сочетание черт животных. В некоторых случаях они настолько колоссальны, что можно предположить и отсутствие недобрых намерений. Так, Чудо-Юдо («срисованное», очевидно, с самого обычного кита) причиняет вред просто по неосторожности, в силу своих огромных размеров. Химеры, изваяния которых украшают некоторые средневековые готические соборы, предназначены, по замыслу авторов, для устрашения самих бесов, они должны их отпугивать одним своим видом.Ужасность облика мифологических существ символична. Она подчеркивает силу, ловкость, смелость и ум добрых героев, которые в конце концов всегда побеждают.