В отличие от рок-н-ролла, представляющего собой смесь движений, характерных для буги-вуги, включающего броски партнерши через себя и требующего четкой согласованности движений партнеров, танец твист исполнялся индивидуально. Любой человек, не лишенный чувства ритма, мог его освоить в общих чертах всего за одно непродолжительное занятие. Несколько пародийно такой урок был изображен в кинокомедии «Кавказская пленница» режиссера Гайдая, в которой приезжие аферисты учат наивных граждан гасить окурки носками туфель. В целом Бывалый, персонаж Моргунова, суть танца передает верно, забыв, впрочем, добавить, что главным правилом, кроме вращательных движений ногами, является неподвижность плеч, руки же при этом держат воображаемое полотенце, которым растираются бедра.
Распространению новой моды на Западе способствовали радиопередачи и регулярно транслируемая телевизионная школа танцев. Твист стал настолько популярным, что без него не обходилась ни одна вечеринка, а хиты Чекера «Let Twist Again», «Fly», «Do The Twist», «Limbo Rock» и многие другие заполнили радиоэфир. По своей сути эти музыкальные композиции в большинстве представляли собой тот же рок-н-ролл, но в сглаженном и более мажорном варианте, с менее акцентированными ритм-н-блюзовыми корнями.
Советское партийное руководство традиционно восприняло новую молодежную моду враждебно. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев назвал танец твист «свистом» и был просто взбешен, услышав «песню о Москве» в исполнении Муслима Магомаева, в которой уловил ненавистный ритм. Запретить ее он уже не успел, в октябре 1964 года Никиту Сергеевича от руководства отстранили.
В упомянутой киноленте «Кавказская пленница» не только отрицательные персонажи исполняли твист. Танец «комсомолки, спортсменки и красавицы» Натальи Варлей на камне означал разрешение «закручивать» всей советской молодежи. ВИА «Аккорд» выпустил несколько очень удачных пластинок в этом жанре, дав старт современным ритмам в отечественной эстраде.
Мода на твист продолжалась относительно недолго. Уже в середине шестидесятых он видоизменился, превратившись в мэдисон. В сущности это был тот же танец, но исполнялся он медленнее и группой, которой руководил распорядитель, дававший команды на перемену вида движения.
Затем появился слоп, еще более спокойная вариация твиста. Из последующих, часто сменявших один другого модных танцев второй половины шестидесятых годов, запомнились лишь хали-гали и йе-йе. Сегодня их мало кто отличает от твиста.