Создание вездеходов своими руками — увлекательное занятие, которое позволяет проявить смекалку и технические навыки. Хотя для многих это кажется чем-то новым, на самом деле традиция самодельных вездеходов уходит корнями в прошлое.
Еще в советские времена, когда не хватало серийно выпускаемой техники, люди на селе собирали тракторы и автомобили из подручных материалов. Это был единственный способ обзавестись транспортом для работы на полях или для поездок по бездорожью. Так родился целый класс самоделок, получивших название "навозники".
Преимущества и недостатки самодельных вездеходов
Создание вездехода в гаражных условиях имеет как плюсы, так и минусы.
К плюсам можно отнести:
- Экономия средств. Покупка готового внедорожника обойдется намного дороже.
- Возможность создать именно такую машину, какая нужна.
- Удовольствие от созидательного процесса и гордость за результат.
Однако есть и недостатки:
- Требуются специальные навыки, инструменты, помещение.
- Качество и надежность обычно ниже, чем у заводских машин.
- Сложнее получить регистрацию и разрешительные документы.
Поэтому создание вездехода-самоделки подходит для опытных автолюбителей, готовых потратить время на осуществление задумки.
Как сделать вездеход своими руками: основные этапы
Процесс создания самодельного вездехода можно разделить на несколько ключевых шагов:
- Подбор донора — автомобиля или трактора, с которого будут взяты узлы и агрегаты.
- Подготовка рамы. Чаще всего ее изготавливают самостоятельно из металлических труб и профилей.
- Установка двигателя, трансмиссии, ходовой части.
- Монтаж кабины или открытых сидений, органов управления.
- Обвес кузова — установка крыльев, бамперов, лебедки и другого оборудования.
- Подготовка к эксплуатации — обкатка, регистрация, тюнинг.
Большинство самодельных вездеходов создается на базе тракторов или грузовиков. Реже используются агрегаты легковых автомобилей.
Типы вездеходов-самоделок
Среди самодельных вездеходов можно выделить несколько наиболее распространенных типов.
Гусеничные вездеходы
Такие машины отлично проходят там, где обычный автомобиль "сядет" - по глубокому снегу, болотной топи. Самодельные гусеничные вездеходы чаще всего создаются на базе тракторов.
Вездеходы на шинах большого диаметра
Они позволяют преодолевать глубокие колеи и небольшие водные преграды. Самодельные колесные вездеходы создаются как на базе тракторов, так и грузовиков повышенной проходимости.
Болотоходы
Это разновидность колесных вездеходов с очень низким давлением в шинах, способных "плавать" над зыбучим грунтом. Их ходовая часть напоминает огромные ласты.
Мини-вездеходы
Компактные легкие машины с мощным мотором от мотоцикла или квадроцикла. Могут брать на борт 1-2 человека. Идеальны для разведки местности.
Как видно, выбор для самодельного вездехода огромен. Главное — правильно определить потребности и возможности.
Законодательные аспекты
Прежде чем запускать вездеход в эксплуатацию, важно учесть требования законодательства.
Необходимо:
- Провести техосмотр и получить разрешение ГИБДД.
- Зарегистрировать транспортное средство.
- Уплатить транспортный налог.
- Оформить полис ОСАГО.
Процедура может занять много времени. Но только так вездеход будет полностью легален.
Перспективы развития и популярность самоделок
Несмотря на свою давнюю историю, вездеходы самоделки продолжают пользоваться популярностью и в наши дни. У этого увлечения есть будущее по нескольким причинам:
- Рост популярности внедорожного движения, туризма, активного отдыха.
- Развитие технологий, доступных для создания вездеходов в домашних условиях.
- Желание многих проявить смекалку и создать что-то уникальное.
Конечно, самодельные вездеходы вряд ли когда-нибудь вытеснят заводские внедорожники. Но для настоящих энтузиастов этот путь всегда будет актуален!
Как подобрать донора для самодельного вездехода
Один из важнейших этапов создания вездехода-самоделки - подбор донора, то есть того транспортного средства, с которого будут взяты узлы и агрегаты. Этот выбор нужно делать очень тщательно.
Прежде всего, донор должен подходить по габаритам и иметь нужную компоновку. Например, для гусеничного вездехода оптимально подойдет трактор, а для колесного - грузовик повышенной проходимости.
Важны техническое состояние узлов и агрегатов, их мощность и производительность. Желательно, чтобы донор был не старше 10-15 лет и не имел серьезных поломок.
Стоит проверить распространенность данной модели транспорта - для популярных машин найти запчасти и ремонтные узлы будет проще.
Наконец, важно учесть стоимость самого донора. Лучше искать оптимальное соотношение цены и качества, не затрачивая лишних средств.
Оборудование и инструменты для создания вездехода
Чтобы самостоятельно собрать полноценный вездеход, потребуется набор специального оборудования и инструментов.
В идеале нужно иметь:
- Сварочный аппарат для работы с металлоконструкциями.
- Набор слесарных инструментов: гаечные ключи, отвертки, молотки.
- Электроинструмент: дрели, шлифмашинки, перфораторы.
- Подъемник или домкрат для работы с шасси.
- Набор измерительных приборов: линейки, уровни, штангенциркули.
Конечно, чем лучше оснащена мастерская, тем проще будет работа. Но многое можно сделать и с минимальным набором инструментов при наличии опыта и смекалки.
Особенности выбора шасси для вездехода
Выбор шасси - один из ключевых моментов при создании самодельного вездехода. От этого зависят многие эксплуатационные характеристики будущей машины.
Для гусеничных вездеходов оптимально шасси от тяжелого трактора или спецтехники. Оно должно быть прочным, чтобы выдержать большой вес.
У колесных вездеходов предпочтительнее рама от грузовика или внедорожника повышенной проходимости. Желательно, чтобы была возможность установить колеса большого диаметра.
Раму можно изготовить и самостоятельно из металлических труб и профилей. Это сложнее, но позволяет создать оптимальную конструкцию.
В любом случае рама должна быть жесткой и прочной, чтобы выдерживать нагрузки при движении по пересеченной местности.
Особенности выбора двигателя для вездехода
Выбор подходящего двигателя - еще один немаловажный момент в создании самодельного вездехода.
Для гусеничных машин оптимальны дизельные двигатели тракторов или грузовиков рабочим объемом 5-8 литров. Они обладают достаточной мощностью и крутящим моментом.
На легких колесных вездеходах часто используют мощные бензиновые агрегаты от мотоциклов, квадроциклов, снегоходов. Они компактны и динамичны.
Обязательно нужно учитывать степень форсирования двигателя, его техническое состояние. Предпочтительнее брать недофорсированные, но надежные силовые агрегаты с запасом прочности.