Наши предки любили масштаб: "Царица ваз" и "Царь-фонарь". Как и кто их создавал, сколько мастеров трудились над экспонатами на все времена

Такой материал, как ревневская зеленая яшма, отличается монолитностью, что делает его исключительно ценным как по техническим, так и по декоративным свойствам. Именно из него и сделана самая большая в мире ваза, которую называют "Царица ваз". Еще она имеет наименование "Колыванская ваза", что связано с ее созданием на Колыванской шлифовальной фабрике. Уральским мастерам удалось сотворить неповторимое произведение, поскольку другой вазы таких гигантских размеров, состоящей из твердого камня, история культуры не знает.

Еще одним масштабным явлением в русском искусстве является "Царь-фонарь".

Высочайшее мастерство камнерезов

"Царица ваз", представляющая собой монолит, имеет овальную форму и размер 504 на 322 см. Ее ножка сравнительно тонка в овальном сечении и состоит из трех частей. Она опирается на плинт (нижняя часть пьедестала), который покоится на массивном постаменте в виде куба.

В высоту изделие достигает 257 см. Внутренняя поверхность чаши отполирована до идеальной гладкости. А на ее наружной стороне - выпуклые ложки, сходящиеся к центру. Верхнюю часть чаши как будто стягивает гладкий перехват, а по ее борту расположены резные матовые листья аканта.

Ножка расширяется как книзу, так и кверху. Сверху ее украшает растительный орнамент из листьев пальмового дерева, называемый пальметтой. Снизу - декор в виде крупных акантовых листьев. В средней части ножку перехватывает отполированный поясок, у которого вогнутые короткие ложки.

Изготовившие гигантскую вазу колыванские камнерезы продемонстрировали высочайшее мастерство и в обработке огромных каменных блоков, и в особой тщательности отделки.

Из истории создания

О том, как создавалась гигантская чаша, исследователи узнали, изучив архивные документы. Под горой, имеющей название Ревнюха, в 1815 году рабочими-камнеломцами от скалы была частично отделена колоссальная глыба. Это был целостный кусок зелено-волнистой яшмы. В следующем году, летом, с помощью больших ломов, которые со специальным воротом соединили канатами, камень окончательно отсоединили от утеса.

По одной из версий, проект чаши был создан архитектором Мельниковым Иваном Абрамовичем. В 1824 году, 21 октября, Д. А. Гурьев, который управлял Кабинетом двора, утвердил этот проект. Обработка глыбы в карьере осуществлялась вплоть до лета 1831 года. Ею руководил И. С. Колычев. Первоначальная обтеска камня была окончена в 1831 году. Над обработкой блоков, предназначенных для пьедестала и ножки, работали шестьдесят пять мастеров-каменотесов, возглавляемых Иваном Михайловичем Ивачевым.

Обработка камня на фабрике

Затем грубую каменную заготовку переправили из карьера на фабрику, чтобы произвести дальнейшую обточку. Перетаскивание производилось вручную. Для этой цели была предварительно расширена, расчищена и выравнена тридцатикилометровая дорога, заготовлены канаты и катки. Змеиногорская контора привлекла 567 работников, собранных со всех приисков и рудников. Восемь дней они тащили монолит, все которого приближался к 19 тыс. кг, до Колыванской шлифовальной фабрики.

Обработкой каменной глыбы руководил И. М. Ивачев, потомственный алтайский камнерез, ученик Ф. В. Стрижкова. Ивачев был первым художником на Колыванской фабрике и осуществлял руководство обработкой многих ваз на Алтае. Напряженный труд мастеровых-камнерезов длился девятнадцать лет, и чаша была закончена в 1843 году. На фабрике ее обрабатывали одиннадцать с лишним лет.

Долгая транспортировка в Петербург

В 1943 году, 9 февраля, "Царицу ваз" отправили в Барнаул. Для этого ее разместили на четырех санях, в которые были впряжены 154 лошади. Груз прибыл на место 18 февраля, но ему еще предстоял путь до Петербурга, составляющий около 5 тыс. км.

Он был начат 21 февраля под руководством того же И. М. Ивачева. По суше обоз добрался до окрестностей Екатеринбурга, к Уткинской пристани. От нее на баржах по реке Чусовой, а затем по Каме, Волге и Шексне, а дальше по Мариинской системе чаша была доставлена в Петербург в 1843 году, 14 августа.

В 1849 году ваза стала украшением Нового Эрмитажа, только что построенного. Чтобы ее разместить, воспользовались свободным проездом в здание, осуществлявшимся со стороны Старого Эрмитажа. Ваза была настолько тяжелой, что решили соорудить особый фундамент, чтобы переместить главную из монолитных деталей - пятиметровую чашу. Чтобы перетащить ее от набережной до места установки в зале, понадобилось 770 рабочих. Колыванскую чашу водрузили 5.11.1849 г., и с того времени она никуда не переезжала.

Удивительное изделие холмогорских мастеров

"Царь-фонарь" был изготовлен в начале XVII века умельцами из Холмогор, а заказал его митрополит Илларион. Фонарь имеет форму Рождественского собора, находящегося в Суздале, его высота - больше двух метров. На нем располагается пять куполов. Свечи вставляются внутрь через специальное окошко, при порывах ветра они не затухают, придавая фонарю загадочный, сказочный вид.

В 70-х годах XX века Вячеслав Басов, известный мастер, взялся отреставрировать "Царь-фонарь", подойдя к делу с максимальной ответственностью. Так, чтобы достать подходящую слюду, он специально поехал в Карелию.

Помимо слюды при производстве чудо-фонаря холмогорские мастера использовали золоченый чугун и золоченую медь. Это тяжелые материалы, в связи с чем вес изделия составляет 160 кг. Есть сведения, что при крестном ходе несли его восемь человек. В специальные фонарные "уши" продели оглобли. В наши дни "Царь-фонарь" располагается на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знаете о необычных масштабных изделиях русских мастеров?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.