Возвращаясь из экспедиций, он часами сидел над записями народных песен: наследие Прометея Чисталева, знаменитого ученого, композитора и фольклориста

Прометей Чисталев из тех людей, которым стать творцом и исследователем в мире искусства было написано на роду. Его отец был известным музыкантом и культурологом, а родной дядя был писателем, творившим под псевдонимом Тима Вень. Они смогли оставить яркий след для будущих поколений, но путь Прометея Чисталева был тернист, хотя его вклад в искусство оказался также бесценным.

Начало пути

Прометей Чисталев появился на свет в 1921 году в Республике Коми. Окончив с отличием школу, он поступил в институт на физико-математический факультет. Но его творческую жилку нельзя было не заметить. Талантливый студент постоянно участвовал в концертах, пел в хоре, посещал музыкальные кружки. Позже он принял участие в смотре художественной самодеятельности, где его сразу отметили и наградили грамотой за виртуозную игру на гармони.

С 1940 года Прометей преподавал в школе математику, параллельно с учителями поставил оперетту «Старый знахарь». Он сам аккомпанировал на баяне, подбирал весь музыкальный материал. Спектакль имел оглушительный успех, его ставили даже в столице Коми. Уже тогда юноша твердо решил связать свою жизнь с музыкой, но в его планы вмешалась война.

Первые испытания

На фронте Прометей был стрелком в дивизии, потом перевелся в авиашколу в Екатеринбурге, воевал на Прибалтийском фронте, получил две медали: «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией». Несмотря на тяжелые условия службы, Прометей Чисталев не оставил занятия музыкой, собирал и записывал военные песни. В 1950 году он переехал в Сыктывкар и начал работать в вечерней школе для рабочей молодежи.

Институт, учебу в котором ему пришлось прервать из-за войны, будущий композитор окончил заочно в 1952 году. В 1958 году Прометей Чисталев стал студентом Государственного музыкального училища им. Гнесиных. Уже в 1960 году он стал младшим научным сотрудником в Научном центре Уральского отделения Российской академии наук.

Композитор

Прометей Чисталев всегда говорил, что его карьера композитора началась в 1949 году. Он увидел объявление в местной газете, что проводится конкурс на лучшую песню. Тогда Прометей отправил свою «Величальную» песню на слова Маремьяны Голубковой. Произведение получило первый приз, песня стала известной в республике. В 1957 году композитор получил еще одну награду за песню «Твоя невеста где-то рядом». Она была представлена на Всесоюзном конкурсе и получила признание.

В октябре 1977 года Прометей Чисталев получил должность старшего научного сотрудника в филиале Академии наук СССР. Он стал методистом по фольклору при Министерстве культуры Коми АССР. Этот методический центр существует по сей день. Чисталев собрал огромную коллекцию народных песен, мелодий и авторских произведений.

Семья композитора

Со своей будущей женой Прометей познакомился в военные годы. Ее звали Пана (по паспорту Прасковья). Она была радисткой. В январе 1945 года девушка попала в авиационный полк. По воле случая в полку не хватало писаря, а у Паны был очень красивый почерк. Ее назначили в штаб полка. Там на уроках политподготовки она и встретила Прометея Чисталева. Девушка боялась заговорить первой, пряталась за креслами на кафедре, чтобы послушать его игру на разных народных инструментах.

Вскоре молодые люди начали общаться, а потом Прометей сделал девушке предложение. Пана честно призналась, что у нее есть жених, но вскоре они оба поняли, что им нужно быть вместе. В семье Чисталевых всегда царило взаимоуважение, Пана поддерживала мужа в работе, собирала его бумаги и вела учет его произведений. Они всегда были вместе, но творчество у них было раздельным.

Прасковья писала хорошие стихи, Прометей творил музыку, но совместных песен у них так никогда и не сложилось. Они вместе работали в школах, позже судьба подарила им сына Леню. Все внешне казалось идеально, поэтому то, что в июле 1971 года супруги расстались, стало шоком для их друзей и коллег. Позже Прасковья Ивановна признавалась, что они с мужем уважали друг друга, но любви между ними не было. Они были чужими, живя рядом. Каждый творил в своем собственном мире, в своей Вселенной.

Дело всей жизни

Собирать фольклор Прометей Чисталев начал в 1956 году. Он ездил по самым отдаленным селам, записывая на старый магнитофон, как звучат старинные музыкальные инструменты, собирал по крупицам сведения о том, как их изготавливать, какие песни пели в давние времена. Именно Чисталев описал 15 народных музыкальных инструментов Коми, среди которых зырянские. Фольклорист подробно описал их звучание, вид, технологию изготовления, назначение. Он собрал целую коллекцию, в которую входит более 200 редких инструментов, изготовленных вручную.

Чисталев создал музей прямо в собственном кабинете. Сам композитор признавался, что люди из глубинки охотно показывали ему древние инструменты, рассказывали о них. Также Прометей записывал легенды, сказки, былины на магнитофон. Впервые подлинные голоса зазвучали в музее, это было настоящим «золотым фондом» отечественной фольклористики. Его наследие бесценно, его труды хранятся в архивах и до сих пор изучаются молодыми искусствоведами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы слышали песни, написанные Прометеем Чисталевым?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.