Психологи и специалисты в области воспитания детей утверждают, что, когда мы хвалим детей, мы должны меньше фокусироваться на естественных способностях или интеллекте и делать акцент на усилиях. Например, лучше похвалить ребенка за усердную работу над домашним заданием, чем за его ум. Но у взрослых есть еще один способ хвалить детей, который ни в коем случае нельзя использовать. Он заключается в принижении своих собственных способностей с целью подчеркнуть достижения ребенка.
Правильно формулируйте слова одобрения
Один из пользователей на Reddit объясняет: «Я работаю в школе и часто слышу, как взрослые говорят: «Ух ты, ты такой хороший художник! У меня бы так не получилось!» или «Ты так хорошо разбираешься в математике. Я никогда не смог бы так быстро решить эти уравнения и составить таблицы». Использование таких фраз учит детей (или кого-либо), что, во-первых, все таланты конкурентоспособны – ценность человека определяется тем, насколько он лучше других, а во-вторых, что их успех заставляет других плохо себя чувствовать. Соответственно, они должны плохо относиться к успехам других.
Далее автор заметки говорит, что он и сам раньше применял этот метод похвалы для своего сына: «Вероятно, я тоже это говорил. Ну, я не умею рисовать так же хорошо, как мой сын, и он интуитивно понимает математику намного лучше меня. Но его успех не обусловлен чужой неудачей. Он достиг успеха благодаря усилиям, которые приложил».
Вместо этого предлагается улучшенная версия
Смоделируйте положительные комментарии, основанные на усилиях, например: «Ух ты, ты так хорош в искусстве! Я надеюсь, что и я когда-нибудь смогу достигнуть такого уровня, если буду продолжать практиковаться!» Или несопоставимые позитивные высказывания, например: «Здорово, что ты так хорош в искусстве! Использовать свое воображение и делать что-то новое – очень весело!»
То же самое касается и взрослых. Я могу просто сказать вам, насколько прекрасен ваш дом, не упоминая о собственных проблемах на данный момент. Подавление себя с целью возвысить других может привести к непреднамеренным негативным последствиям, заставляющим остальных людей чувствовать себя немного хуже.
Как хвалить детей
Нет такого понятия, как одаренный ребенок: у Альберта Эйнштейна было много неудач в начале работы, и большинство нобелевских лауреатов не были исключительно умными детьми. Если вы хотите вырастить одаренного ребенка и начнете говорить ему, насколько он умен, это может привести к переутомлению и даже развить в нем страх неудачи. Вместо этого поощряйте его к достижению большего. Для этого нужно просто изменить то, как вы хвалите своих детей.
Хвалите за усердный труд
Психолог Кэрол Дуэк обнаружила, что существует два разных подхода к мотивации: фиксированный и рост. Люди с фиксированным мышлением считают, что интеллект и творчество – это то, с чем они рождаются, и что в конечном итоге потенциал ограничен. Люди с менталитетом роста считают, что потенциал – это то, над чем нужно работать и совершенствоваться. Именно они чаще всего принимают вызовы, берутся за сложные задачи и достигают более значимых целей в долгосрочной перспективе.
Вместо того чтобы называть своих детей умными, оцените тяжелую работу и усилия своих детей. Это побудит их работать еще усерднее и поможет развить мышление роста. Именно такая установка позволяет делать открытия, находить нестандартные решения задач и создавать инновационные технологии, переворачивающие обыденность.
Позвольте им допускать ошибки
На формирование мышления влияет еще один фактор – отношение к неудачам. Позвольте детям совершать ошибки. Это позволит им бросать вызов самим себе и узнавать больше. Исследования показали, что дети могут лучше справляться с проблемами, если знают, что им просто нужно продолжать пытаться, несмотря на неудачи. Разрешение совершать ошибки побуждает их учиться, а не самокритично относиться к своим талантам. Страх неудачи блокирует творческий потенциал и не дает развиваться дальше.
Не хвалите слишком много
Будьте искренни и честны, когда хвалите своих детей. Признание хорошей работы важно, но иногда это может заставить ваших детей начать искать похвалы вместо того, чтобы наслаждаться деятельностью, за которую вы их хвалите. Одно исследование, в котором принимали участие восьми- и девятилетние дети, показало, что частая похвала за щедрость заставляла их вести себя менее щедро в повседневной жизни.
Поощряйте увлечения детей
Вместо того чтобы хвалить своих детей за какие-то конкретные действия («Ты такой умный, потому что ты прошел этот тест»), поощряйте их страсти и увлечения, позволяя изучать разные предметы («Я рад, что тебе так нравится математика»). Исследования показали, что успеваемость детей, чьи родители принимает больше участия в их обучении, значительно выше. Это вовсе не значит, что вы должны круглосуточно опекать ребенка. Однако нельзя игнорировать такие моменты, как поход с ребенком в библиотеку или предоставление возможности присоединиться к школьной футбольной команде.
Поощряйте их исследовать различные направление. Это также поможет детям выходить за пределы одной сферы деятельности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание