Неожиданное открытие: горы появились благодаря живым организмам - установили ученые

Современные жители Земли привыкли видеть ее ландшафт таким, какой он есть сейчас — с равнинами, впадинами и возвышенностями. Но оказывается, что горы могли вообще не возникнуть, если бы 2 миллиарда лет назад не произошел так называемый «углеродный взрыв». Его породили микроскопические живые организмы, обитающие в мировом океане.

Уникальные выводы ученых

После многочисленных исследований ученые из разных стран пришли к единому мнению, что горы сформировались на Земле не без участия живых организмов. Более 2 миллиардов лет назад в мировом океане зародилась жизнь и стала стремительно развиваться. Деятельность подземных вулканов обеспечила увеличение количества питательных веществ для цианобактерий. Они оставили богатые углеродом отложения по всему миру.

Ученые провели анализ временного интервала между началом зарождения биомассы в океане и движением тектонических земных плит. Выяснилось, что дополнительный углерод, выделяемый бактериями, позволил облегчить деформацию земной коры. Так начали образовываться целые обширные горные пояса. Этот процесс продолжается и по сей день.

Все горы формировались одинаково

Исследователи изучили особенности формирования 20 главных горных хребтов. Были собраны и классифицированы данные из разных уголков планеты, в результате ученые сделали неожиданное заявление. Оказывается, главным фактором возникновения гор было резкое повышение уровня углерода в океане. Хотя процесс происходил под водой, он влиял на формирование всей земной коры.

Процесс возникновения углеродных всплесков простой. Когда на мелководье микроскопические живые организмы умирают, они тонут и опускаются на дно. Земная кора в результате насыщается органическим углеродом, становясь более податливой, слабой, склонной к деформации. Так как дополнительного углерода становилось все больше, кора стала приходить в движение. Образовались возвышенности, затем обширные горные пояса.

Процесс формирования гор продолжается

Самые масштабные изменения начались 2 миллиарда лет назад, но этот процесс продолжается и сегодня. Тогда углерод из погибшего планктона добавлял в сланцевое дно океана высокие концентрации графита. Камень стал хрупким, сменил свою структуру. В ослабленных слоях в последующие 100 миллионов лет стало формироваться большинство известных сегодня горных хребтов.

Процесс продолжается, и некоторые хребты появились относительно недавно. Схема их возникновения та же. В Гималаях, например, около 50 миллионов лет начались тектонические сдвиги, и они отмечаются по сей день. В этих краях были обнаружены отложения с пластами, богатыми органикой.

Знаменитый Эверест, как и весь Гималайский хребет, продолжает расти на полметра в столетие. Правда, периодические землетрясения и обвалы частично тормозят этот процесс. И если ученые и раньше догадывались о точных причинах возникновения гор, то теперь они не вызывают сомнений. Открытие ученых заключается в том, что горы сформировались, благодаря живым существам. Земля и ее биосфера связаны еще более тесно, чем предполагалось ранее.

А вы знали, как именно на земле появились горы?