Найдены системы, в которых могли быть планеты, похожие на Татуин, как в "Звездных войнах". Открытие произошло через 44 года после выхода культового фильма

Неприветливая пустынная планета Татуин — один из миров в галактике "Звездных войн", причем далеко не самый привлекательный. Согласно сюжету эту практически безводную планету с разрушенной биосферой освещают сразу два солнца.

Казалось бы, такой необычный мир может существовать только в фантастическом фильме. Однако недавно ученые заявили, что в космосе вполне могут присутствовать обитаемые планеты с двумя дневными светилами.

Пять кандидатов

Ученые одного из университетов в Нью-Йорке создали особую математическую схему, согласно которой на данный момент кандидатами на возможное наличие жизни являются пять двойных звездных систем: Кеплер-34, -35, -38, -64 и -413. Находятся эти системы в созвездиях Лиры и Лебедя на расстоянии от 2764 до 5933 световых лет от Земли.

Обнаружены эти космические системы астрофизиками в прошлые годы с помощью отправленного ныне в отставку телескопа "Кеплер". У всех них, как удалось выяснить исследователям, есть хотя бы по одной достаточно большой планете. По заявлению ученых, система Кеплер-64 при этом состоит сразу из четырех звезд. Остальные 4 Кеплера из списка — из двух.

Обнаруженные на данный момент планеты этих систем, к сожалению, совершенно не похожи на Землю. Все они — газовые или ледяные гиганты наподобие Нептуна. Однако ученые надеются, что там есть и планеты земного типа, на которых возможна жизнь. Просто определить их наличие на таком огромном расстоянии очень проблематично.

Стабильные орбиты

Ранее считалось, что у двойных и более звезд миры, похожие на земной, существовать вообще не могут. Ученые полагали, что небольшая твердая планета наподобие нашей в такой системе просто не смогла бы иметь стабильной орбиты. В конечном итоге она была бы притянута одним из светил и сгорела бы. И даже если бы такая планета вращалась по своей постоянной орбите, последняя была бы сильно вытянутой. В результате на поверхности поочередно царили бы невыносимая жара или жуткий холод.

Однако последние исследования и сделанные учеными математические расчеты все же показали, что у двойных звездных систем свои обитаемые миры быть могут. Проведенные расчеты показали, что, во-первых, стабильная орбита небольшой планеты в двойной звездной системе возможна.

Во-вторых, выяснилось, что даже если она будет вытянутой, жизнь на планете все равно может развиться. Согласно расчетам в двойных и более звездных системах вытянутая или обычная орбита планет земного типа может проходить в обитаемой зоне во всех своих точках.

Обитаемой зоной астрофизики, как известно, называют участок, находящийся на таком расстоянии от звезды, что там возможно существование воды в жидком состоянии. У всех двойных звездных систем из списка такая зона имеется. При этом орбиты пригодных для возникновения жизни планет могут проходить еще и в очень широком диапазоне расстояний от своих звезд.

Каким образом ученые выяснили возможность существования жизни в двойных системах

Расчеты, чтобы определить, могут ли в двойных звездных системах существовать экзопланеты, ученым пришлось делать сложные. В процессе исследований астрофизики учитывали такие, к примеру, показатели, как светимость, класс, масса и спектральное распределение энергии звезд. Также в расчет принимались гравитационные эффекты от планет-гигантов систем и возможное влияние радиации.

Мир с самым большим потенциалом

По словам ученых, лучшим кандидатом на наличие планет с водой, биосферой и жизнью из списка на данный момент является Кеплер-38. Эта двойная звездная система расположена примерно в 3970 световых годах от Земли. Известно, что, как и в остальных четырех, в этой системе имеется своя очень большая планета такого же типа, что и известный нам Нептун.

Верите ли вы в то, что в космосе есть жизнь еще где-либо, кроме как на Земле?