Два типа детей и стратегии воспитания: как выбрать походящую своему ребенку

Многие дети ведут себя не самым лучшим образом. И такое поведение не является чем-то особенным или редким. Однако не все родители понимают, что наказание не способно дать должного эффекта. Более правильным и полезным будет поощрение хорошего поведения. Рассмотрим, какую стратегию в воспитании предлагает применить детский психолог Лизетт Куйт.

Открытие Шари Джонас

Шари Джонас, мама одного мальчика, рассказала о том, что ее ребенок привык себя вести очень активно. Он часто не слушал учителей, из-за чего его наказывали. Почти каждый день ребенок приходил домой с записями о том, что мешал ребятам всего класса. Его ставили в угол, его парту передвинули в такое место, чтобы она находилась вдали от всех учеников. Мальчика часто водили для бесед в кабинет директора. И Шари, и педагоги не знали, что делать.

Шари предложила попробовать не метод наказания, а метод награды. Теперь за каждое хорошее дело ее сын получал золотистую наклейку. Каково же было удивление взрослых, когда ребенок в конце месяца собрал целую стопку этих наклеек. Он перестал вредничать, начал себя вести практически идеально, слушал учителей, получал хорошие оценки. Шари решила еще больше наградить сына и устроила настоящий праздник со сладостями в честь победы сына (она считает это настоящей победой).

Четыре стратегии воспитания

Психолог Лизетт Куйт прокомментировала эту историю так. Она сказала, что нет ничего удивительного в том, что мальчик исправился и стал себя хорошо вести. Сработал принцип поощрения хорошего поведения вместо наказания за плохое.

Лизетт рассказала о том, что существует четыре стратегии воспитания.:

  • положительное поощрение;
  • отрицательное поощрение;
  • положительное наказание;
  • отрицательное наказание.

Чтобы выбрать одну из правильных стратегий, нужно определить мотивацию ребенка вести себя подобным образом.

Определение мотивации

Родителям необходимо понять, почему ребенок ведет себя именно так. Начните вести «азбуку проблемного поведения». Первым пунктом вы должны описать, как ребенок вел себя до того момента, когда начал вредничать. Затем опишите, как именно он вредничал. После этого опишите, что произошло потом. Например, сын Шари всячески старался привлечь к себе внимание учителя. Точно так же он требовал внимания дома. Можно считать, что это поведение ребенка до проблемы.

Поэтому он выкрикивал слова с места, бегал по классу, чем мешал всем ребятам. Учитель уже не мог этого терпеть, потому что поведение мальчика стало просто невыносимым. Это можно записать вторым пунктом. Учитель ставил его в угол и всячески наказывал. Школьник получал то, к чему стремился. Он хотел внимания, делал все возможное для того, чтобы его получить. И он его получил. Теперь все дети и учитель видят, что он стоит в углу или сидит в стороне от всех и наслаждается своей победой. Все внимание направлено на ребенка.

Стратегия

Определив, чего именно хочет добиться ваш ребенок, вы можете научиться управлять его поведением. В качестве положительного поощрения вы можете сразу дать ему то, что он хочет (в данном случае это была золотистая наклейка).

В отрицательном подкреплении вы убираете неприятный предмет или действие, уменьшая вероятность того, что это повлияет на ситуацию, и увеличивая вероятность альтернативного поведения, которое вы ищете.

Далее вы используете положительное наказание (например, говорите ребенку, что себя нельзя плохо вести).

Затем отрицательное наказание (к примеру, не разрешаете ему отправиться на прогулку вместе с другими детьми).

Поощрение и наказание

Проведенные исследования показали, что почти все родители разделились на два лагеря. Одни больше склонялись к наказанию, другие предпочитали поощрения. Стоит сказать, что все стратегии будут хороши, если вы поймете мотивацию ребенка вести себя подобным образом и научитесь применять ту форму, которая будет подходить именно к данной ситуации. А в некоторых случаях поощрения и наказания могут замечательно использоваться одновременно (точнее, последовательно). Под наказаниями всегда стоит подразумевать способы, которые допускают некоторые лишения, а также беседы, но ни в коем случае не насилие.

Ослик и морковка

Вспомните ослика, который не хочет идти вперед. Наверняка вы неоднократно видели по телевизору или могли убедиться в этом лично, что ослик не сдвинется с места, даже если его будут сильно бить. Он стоически терпит боль, но сохраняет свои позиции. А если вы покажете ему морковку, животное с удовольствием пойдет вслед за лакомством. Малышей не нужно сравнивать с осликами, но кое-что общее в этом есть.

Советы родителям

Чтобы произошли положительные изменения в поведении ребенка, нужно время, поэтому вам необходимо запастись терпением. Используя подкрепляющую технику, найдите то поощрение, которое заинтересует ребенка. Если ребенок будет равнодушен к призу, ничего не получится. Начните поощрения за малые успехи (например, спокойно просидел в течение урока, затем вел себя хорошо целый день, месяц и т.д.). Всегда хвалите ребенка за успехи. И обязательно выясните, почему ваш ребенок ведет себя не так, как вам хотелось бы. Узнав причины, вы сможете более эффективно влиять на его поведение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы такую стратегию поведения эффективной?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.