Путь родителя один из самых сложных. Нужно не только заботиться о ребенке, но и воспитывать его так, чтобы физические, эмоциональные и социальные навыки находились в балансе. В этом помогут рисковые активности на свежем воздухе. Но как разрешать это и закрыть глаза на возможные травмы?
Опасность, необходимая для взросления
Укрыть малыша от минимального риска – естественное желание родителя. Кому захочется оставить ребенка без присмотра, когда он может случайно пораниться или заполучить психологическую травму? Намного проще окружить растущего человечка запретами, чтобы и носа на улице не показывал!
Однако специалисты утверждают, что удержание от риска создает опасность для развития сразу по трем направлениям:
- физическому;
- психологическому;
- социальному.
Рисковать – тоже умение, в рамках которого дети получают новый опыт, оттачивают навыки и тренируются для взрослой жизни. Вероятность получения травмы есть, вот только незначительная и практически никогда не требующая медицинского вмешательства.
В то же время каждая царапина или ушиб – незначительная плата в обмен на физическое развитие и глубокую эмоциональную уверенность в самом себе. Растущий организм легко справляется с полученными повреждениями, быстрее адаптируется и становится только крепче.
Рискованное физическое развитие
Замечали, как слишком частые запреты делают ребенка безынициативным? Не желая выслушивать упреки в свой адрес, малыш с большей охотой останется в песочнице, нежели пойдет кататься на скейтборде. Постепенно страх перед родительским недовольством превратится в нежелание что-то делать вообще.
Американские медики исследовали запретительное воспитание и выяснили, что в его рамках происходит снижение:
- желания рисковать;
- общей физической активности.
Как результат, почти 76% детей не выполняют ежесуточную норму – 60 минут физической нагрузки минимум. Постепенно это приводит к появлению и к усугублению хронических заболевания, например ожирения.
Наиболее распространенные варианты рисковых активностей входят в одну или несколько перечисленных групп:
- на высоте;
- со скоростью;
- с инструментами;
- вблизи опасности (на водоеме, у костра);
- грубые (борьба);
- без надзора взрослых.
Для заботливых родителей это сложно, но иногда стоит разрешить рискнуть. В таком случае статистика указывает, что неограниченные излишними запретами дети намного более активны после школы и в выходные. Как следствие, у них укрепляются разные системы организма:
- костно-мышечная;
- сердечно-сосудистая система;
- дыхательная.
Невероятная польза с медицинской точки зрения.
Повышенная психологическая устойчивость
Не стоит думать, что ребенок ничего не понимает и потому рискует. Наоборот, существует два эффективных варианта воспитания:
- через травмы дети учатся оценивать собственные силы и соизмерять риски;
- через преодоление страха обретают уверенность в себе.
Если полностью исключить родительский надзор, в естественных условиях малыши будут пробовать новое. Осознают, что даже после неудачи можно повторить еще раз, изменив подход или продвигаясь к цели маленькими шагами. Поймут, насколько непростыми могут быть «глобальные» задачи вроде покорения большой горки.
Дети учатся не полагаться на родительские окрики, а самостоятельно оценивать и снижать риски для себя. Даже если это займет недели и месяцы, усвоенный поведенческий паттерн ляжет в основу будущей личности. А преодоление страхов научит быть настойчивым и устойчивым к жизненным обстоятельствам.
Не говоря уже о банальной эмоциональной разрядке. Педиатры указывают на специфические виды рисковой физической активности с частой сменой положения:
- вращение на турнике;
- игры на качелях и т. п.
Она не только развивает вестибулярный аппарат, но и помогает регулировать эмоции. В итоге ребенку после игры будет намного проще сконцентрироваться на занятиях.
Растущее социальное взаимодействие
Самостоятельные игры с минимальным участием взрослых не проходят в одиночестве. Большинство ситуаций, где ребенок пытается рисковать, обычно происходят в компании сверстников, а значит, подталкивают развитие социальных навыков.
Психологи считают, что отсутствие конкретных правил и четко выстроенной структуры игры заставляет обдумывать риски. А чтобы справиться, детям приходится в игровой форме учиться понимать социальные нормы:
- укреплять навыки общения;
- учиться взаимодействовать;
- просить о помощи и помогать.
Рисковые ситуации в группе сверстников дошкольного возраста не так опасны. Но учат самоконтролю, который будет полезным при делегировании, взятии дополнительных обязанностей или повседневном взаимодействии даже во взрослой жизни.
Детство – время проб и ошибок, когда избавиться от травм намного проще. Не стоит лишать ребенка возможности учиться с минимальным для себя риском.
Постоянно растущая тревога
Нежелание подвергать жизнь и здоровье риску естественно. Но выход из зоны комфорта – единственный для человека способ познания мира. Испытывая что-то на личном опыте, ребенок обретает новые навыки, учится владеть телом и адаптироваться к окружающему миру.
Поэтому ни в коем случае нельзя подаваться панике. Родители должны сдерживать внутреннего защитника, сознательно позволяя малышу рискнуть. А в некоторых случаях и вовсе предлагать ему попробовать что-нибудь неожиданное. Откуда появляется страх и как его контролировать?
Естественный родительский страх
Гиперопека – главная причина некорректного воспитания. Специалисты выделяют два ключевых фактора, из-за которых взрослые отказывают ребенку в самостоятельности:
- боязнь повторения ошибок;
- давление общественного мнения.
В первом случае родитель вспоминает собственный болезненный опыт и опасается, что отпрыск пойдет по тому же пути. Необходимо остановиться и осознать, что дети – самостоятельные личности с собственными убеждениями и ценностями. Их опыт в любом случае будет особенным.
Мнение же окружающих (учителей, соседей, бабушек и дедушек) не должно становиться препятствием к детской самореализации. Неужели 18 лет в статусе послушного ребенка стоят того, чтобы оставшуюся жизнь человек страдал из-за психологических и социальных проблем?
Неповторимая детская индивидуальность
Иногда сами дети чересчур осторожничают. В таком случае психологи рекомендуют действовать деликатно:
- поговорить с ребенком;
- узнать о его опасениях;
- рассказать о перспективах;
- предложить альтернативные варианты;
- деятельно мотивировать и поддерживать.
Чрезмерная пассивность вредна, поэтому иногда родителям придется подталкивать к риску. Но не принуждать!
Важно помнить, что предпочтения ребенка индивидуальны и будут отличаться от родительских ожиданий. Цели и способы достижения будут уникальными, поэтому главное - терпеливо сопровождать на всем пути, поддерживая в случае неудач. Только в этом случае маленький человечек сможет самоутвердиться, чтобы в дальнейшем двигаться по жизненному пути самостоятельно.
Естественный спутник жизни
Риск постоянно сопровождает человека. Нужно это понять и принять. Страх, чувство тревоги помогают зафиксировать опасную ситуацию в сознании, избегая наиболее печальных последствий. Но именно поэтому нельзя забрать у ребенка возможность самостоятельного получения опыта и последующего анализа. Иначе он просто не научится жить!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание