Можно ли отдавать неговорящего ребенка в детский сад: проблемы и возможности

Когда ребенка отправляют детский сад, есть два варианта развития событий. Первая категория малышей - самые догадливые, сразу понимают, что это система и это навсегда. И они сразу начинают плакать. Вторая категория - это ребята, которых завлекли игрушками, сладостями и обещаниями, и они несколько дней ходят в сад без слез. Но потом и они понимают, что попали в систему и тоже начинают плакать. Это называется адаптацией и является нормальным явлением. Как видите, от слез не застрахован ни один ребенок, вне зависимости от того, насколько развиты его коммуникативные навыки.

В чем основная проблема поступления в сад неговорящего ребенка

У такого малыша в первую очередь не выстроена коммуникация. То есть он просто не знает, как нужно общаться с окружающим миром. В большинстве своем дети общаются вербально, даже если мы говорим про ясельную группу. Есть те, кто говорит больше или меньше, коверкает слова или дополняет речь паралингвистическими средствами (жестами, мимикой), но все могут друг другу объяснить простые вещи.

Ребенок нейротипичный, даже если он плохо разговаривает, очень быстро соотносит указательные жесты, присоединяется к группе и делает все как все. В результате он довольно быстро подтягивается до общего уровня. У детей неговорящих понимание обращенной речи сильно снижено. Ребенок не понимает, чего от него хотят и не может влиться в коллектив, а следовательно, выполнять нормы и правила. У него повышается тревожность и каждый поход в садик сопровождается скандалами.

Поступление в сад говорящего и неговорящего ребенка - это две противоположные истории, которые нельзя смешивать. Именно из-за непонимания особенностей развития рождаются мифы, которые мы сейчас разберем. Итак, ребенок не говорит или произносит только звукоподражания, которые понимает лишь мама. Можно и нужно ли ему в садик.

Миф №1: в садике ребенку понравится, ведь там много таких же детей

Это любят повторять бабушки, давая маме ложную надежду, что все будет хорошо. Да, неговорящие дети тоже бывают разными, поэтому понаблюдайте за ними во дворе. Малыш бежит на площадке к другим ребятам, старается общаться с ними, меняться игрушками, участвовать в играх? Если все так, у него сохранна потребность в коммуникации, а это хороший знак. Другой вариант - он играет сам по себе или вообще не играет, бесцельно бродя по двору, рассматривая что-то в траве. Сверстники быстро утрачивают к нему интерес. Для такого ребенка поход в сад станет тяжелым испытанием.

Дети, особенно маленькие, часто испытывают сильный стресс при столкновении с незнакомыми обстоятельствами. Каждый новый предмет, звук или лицо может вызывать у них ощущение тревоги. Не забывайте, что сниженное понимание обращенной речи не позволит ребенку сразу усвоить правила, познакомиться с ребятами и воспитателями. Их голоса просто сливаются в бесконечный шум. Если у ребенка слабо сформирована психика, если он гиперактивный, то его состояние лишь ухудшится. Вспомните себя на новом рабочем месте в первые дни. Разве получалось у вас сразу со всеми познакомится, подружиться и освоить свои обязанности? А ведь вам было сильно проще.

Миф №2: пойдет в садик и заговорит

Будет честными, муниципальный сад с группами в 30 ребятишек и одним воспитателем - это вовсе не то место, которое нужно детям с нарушением речевого развития. И уж точно не то место, где ребенок внезапно совершит прорыв в речевом развитии. Наоборот, он может замкнуться, испугавшись новой обстановки и того, что вокруг многие дети уже говорят, а он – нет, что приводит к непониманию со стороны других. В группах всегда есть дети старшего возраста (разница в год-полтора может быть весьма существенной), которые могут как опекать, так и обижать потерянного, часто плачущего малыша.

Кто действительно может начать говорить в саду? Это те дети, у которых была небольшая задержка речи, то есть они уже начинали говорить, но слов у них было немного. Однако ребята с серьезными речевыми нарушениями, такими как алалия или дизартрия, могут даже продемонстрировать откаты. К примеру, ребенок говорил отдельные слова, но после поступления в сад замолчал совсем.

Миф №3: в саду с ним будут заниматься

Занятия действительно есть в каждой группе, но их качество не всегда на высшем уровне. Даже логопед в саду, ввиду нехватки времени, нередко работает формально. Это могут быть групповые занятие по артикуляционной гимнастике, которые полезны, но не решают проблем неговорящего ребенка.

Легче всего в саду тем ребятам, с которыми занимаются дома, у которых уже сформированы представления об окружающем мире. Для этого важно начать обучать малыша с раннего возраста через игру. Существует множество образовательных игр, которые помогут вашему ребенку освоить базовые знания. Например, карточки с изображениями животных, цветов, фигур и транспорта – отличный инструмент для развития памяти и внимания. Кроме того, постоянное взаимодействие и объяснение значений новых слов способствует обогащению пассивного словарного запаса малыша.

Миф №4: в садике много игрушек, новая обстановка пойдет на пользу

Не всем идет на пользу новая обстановка. Для некоторых детей новая обстановка становится источником положительных впечатлений и возможностей для роста. Они довольно быстро адаптируются, начинают заводить новых друзей и проявлять интерес к новым видам деятельности. Эти дети зачастую получают от нового окружения стимул к дальнейшему развитию, что положительно сказывается на их социальной и когнитивной адаптации.

Но есть и другая категория детей, для которых адаптация к новому окружению вызывает трудности. Они могут испытывать повышенное чувство тревоги и неуверенности, что проявляется в отказе от привычных повседневных действий. Одни начинают справлять нужду в штаны, другие перестают есть или отказываются спать. Это обусловлено тем, что их нервная система еще не готова к таким резким изменениям, и они стараются вернуться к привычным, безопасным моделям поведения.

Миф №5: в садике он будет общаться и играть с другими малышами

Далеко не все неговорящие дети начнут играть с другими. Особенно сложно будет тем, кто пришел в группу не в августе, а в октябре-ноябре, когда остальные уже адаптировались и привыкли. Давайте представим себя, как мы пришли на работу в офис где-то в Англии. Вы понимаете отдельные слова, но монологи сливаются в непереводимый потом звуков, а от вас ждут выполнения инструкций и результатов.

Ребенок может сидеть рядом с другими, катать машинку или собирать пирамидку, но если дело доходит до сюжетно-ролевой игры, то его могут в нее и не принять.

Речь всегда рядом идет с психическим развитием

Развитие речи тесно связано с умственным развитием и интеллектом. Если ребенок не может выразить свои мысли словами, это влияет на его нервную систему, он становится напряженным, раздражительным и недовольным из-за того, что его не понимают сверстники. Давайте представим, малыш находит машинку и хочет показать ее другому ребенку.

Но не может этого сказать словами и решает взять его за руку и отвести к игрушке. Его товарищ может неправильно оценить это прикосновение и испугаться. Он может толкнуть малыша, заплакать или пожаловаться воспитателю, утверждая, что ему причинили боль. Но ведь ваш ребенок просто хотел поиграть вместе, продемонстрировать свою находку.

Заключение

Если вы уже отдали неговорящего ребенка в сад и теперь переживаете все "прелести" адаптации, то забирать его на очередной ноте плача точно не стоит. Этим вы закрепите установку, что стоит заплакать, как мама вернет комфорт. Здесь стоит заручиться поддержкой воспитателей, психологов и логопедов и постараться завершить адаптацию. А уже после решить, возвращается домой и занимаемся речью или раз ходит нормально, пусть ходит дальше.

Но лучше сначала взвесить все "за" и "против", а потом уже решать, отдавать или нет малыша в сад. Для неговорящего ребенка куда лучше подойдут индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом, а также небольшая группа, в которой он будет находится до обеда.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы думаете, стоит ли отдавать в сад неговорящего ребенка? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.