Одни испугаются, другие примут как вызов: как мотивировать учеников на экзамены

Образование детей часто превращается в головную боль для родителей. В период, когда сдаются экзамены, и учителя, и родители ищут разные способы мотивации своих чад. Психологи говорят, что подходы к этому процессу должны быть разными. Все зависит от того, насколько уверен в себе тот, кого нужно мотивировать.

Субъективность восприятия

Профессор психологии из Трентского университета (Англия) доктор Ричард Ремедеос совместно с коллегами изучал восприятие мотивирующих фраз студентами, готовящимися к выпускным экзаменам. Молодых людей и девушек спрашивали о том, какие сообщения для мотивации они получают от матерей и отцов, а также от преподавателей. Результаты показали: сообщение эффективно не от того, что именно собой представляет, а от того, как его воспринимают.

К примеру, учителя часто говорят: “Если вы не будете стараться, не сможете поступить в вуз, так как не получите соответствующих оценок”. Эта фраза фокусирует внимание на неприятных последствиях неважной работы, призывает испытать страх.

Уверенность

То, насколько эффективно воспринимается такая фраза, зависит от того, насколько уверен в себе учащийся. Если уровень уверенности высок, ученик воспримет призыв бояться как мотивирующий вызов. Если низок - повысится уровень тревожности, мотивация окажется слабой.

Также учащихся мотивирует желание, чтобы родители ими гордились. Однако оно приводит к беспокойству. Если же фраза дарит надежду, например упоминание о том, что экзамены - еще не конец жизни, она повышает уверенность в себе.

Также учащихся спросили, согласны ли они с рядом утверждений. Например, одно из них звучит так: “Если мама и папа напоминают об экзаменах, не хотите ли вы прекратить готовиться?” Студенты, которые были уверены в себе, не соглашались с таким утверждением, те, кто не был уверен в себе, демонстрировали согласие. Это говорит о том, что, постоянно напоминая об экзаменах неуверенному в себе ученику, вы лишь осложните его жизнь.

Разное восприятие

Главной задачей исследователей стала не фокусировка на определенных фразах, которые условно можно разделить на негативные и позитивные, а на разном их восприятии учащимися. Реакция зависит от того, насколько уверен в себе ученик.

Основная идея

Основной идеей исследования является то, что фразы, основанные на идее, что все будет хорошо, приведут к тому, что учащиеся будут меньше тревожиться и беспокоиться. Постоянные напоминания о плохих последствиях, напротив, вызовут тревогу и беспокойство.

Мамы и папы, к счастью, обычно хорошо знают, насколько уверен в себе их ребенок. Исследователи советуют использовать это знание во благо, а не во вред. Другими словами, если вы осведомлены, что ваше чадо не уверено в своих знаниях, не напоминайте ему об экзаменах, лучше поддержите, когда зайдет разговор. Откажитесь от акцентирования на неприятных последствиях.

Эмоциональная поддержка

Если вы все же решились мотивировать собственного ребенка, окажите ему эмоциональную поддержку. Скажите ребенку, что вы верите в него и совместными усилиями добьетесь цели. Не забывайте говорить: “У тебя все получится, потому что ты готов”.

Существует еще один нюанс: ученик стоит на пороге взросления и само по себе это уже мотивация. Для подростков характерно доказывать, что они выросли. Объясните своему чаду, что экзамен - первый шаг к взрослой жизни, к которой он стремится. Дело в том, что, сдавая экзамен, ребенок, как взрослый, преодолевает стресс, принимает самостоятельные решения, несет ответственность за результат.

Не бойтесь обсудить неприятный сценарий, ведь может быть, что ваш ребенок не справится с экзаменом. Он боится того, как будет выглядеть в глазах близких, особенно матери и отца. Дайте понять своему чаду, что ваша любовь не зависит от оценки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы мотивируете своего ребенка на сдачу экзаменов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.