Святой Дух просвещает наш разум: как мы используем его "плоды" в реальной жизни

Это выражение довольно часто встречается в православной литературе. Плодами Святого Духа церковь называет видимые результаты освящения людей в святость Христа. Определение таких результатов дает Святой Павел:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал. 5:22-23)

По его выражению:

Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал. 5:17)

Именно поэтому таким долгим оказывается для некоторых людей путь духовного совершенствования.

Кто такой Святой Дух

В христианстве Святым Духом называют одного из Лиц Святой Троицы – третьего. В Библии Бог изображен единым по существу и троичным в лицах. Священное Писание называет Богом Отца, Сына и Святого Духа. Иисус Христос посылает апостолов крестить народы

... во имя Отца и Сына, и Святого Духа. (Мф. 28:19)

В Свою последнюю ночь перед распятием, прощаясь с учениками, Иисус сказал им:

Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Ин. 14:16-17)

Святой Дух пребывает с Церковью, основанной Христом, вечно.

Какова Его роль

Воздействие Святого Духа на человека проявляется в перемене его характера. Креститель Руси, святой князь Владимир, так определил перемены в себе после обращения ко Христу:

Я был зверь, а стал человек.

Под воздействием Святого Духа у человека меняются желания, привычки и предпочтения, просвещается его разум и правильно направляется воля. В результате меняется его жизнь – отныне она протекает в соответствии с христианскими правилами. Цель предоставления Духом Святым Его плодов выходит за рамки хорошего поведения. Господь не просто стремится постепенно изменить людей, сделав их хорошими, Он превращает их в святых – бесконечно прекрасных, бессмертных, вечных, т. е. в существ, в которых течет Его жизнь и отражена Его благость.

Можно ли назвать воздействие Святого Духа на человека манипуляцией

Воздействие Святого Духа на сознание нельзя назвать манипуляцией, пусть и совершаемой во благо. В отличие от Сатаны, Он никогда не действует вопреки воле человека. Он ожидает, когда человеком будет принято свободное решение: захочет он меняться или нет? Захочет ли прекратить грешить? Или ему комфортнее оставаться прозябающим в грехах?

Приняв решение измениться, верующие возносят к Господу Духу Святому искренние ежедневные молитвы, прося:

Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Поняв, что человек не лукавит и действительно приглашает Его войти в него и очистить его душу, Святой Дух обязательно воспользуется приглашением, однако насильно этого делать не будет.

Что значит встать на путь истинный

Святой Дух наставляет людей на путь истинный и одаривает их плодами, помогающими жить по-христиански – т. е. чертами характера, перечисленными в Послании св. апостола Павла к Галатам:

  • Любовью. Это трансцедентное чувство превосходит чувство естественной привязанности. Оно проистекает из сердца, которое преображено Святым Духом. Ее определение дано святым Павлом в Первом послании к Коринфянам:

Любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…

Такая любовь предполагает прощение обид, определенное расположение воли человека, признающего уникальную ценность своего ближнего и желающего ему блага. Причем в число ближних входят не только те, кто человеку приятен, но и враги.

  • Радостью. Такую радость обретают те, кто решается служить Богу. Это чувство прорастает в человеке постепенно, вместе с его верой в вечную жизнь. Оно лучезарно и постоянно. Такая радость остается среди страданий, она способна рассеять уныние, дать надежду отверженному.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. (Флп. 4:4).

Эти слова святой апостол Павел написал, пребывая в темнице в ожидании мученической казни.

  • Миром. Мир Духа постоянный, неземной, неразделимый с человеком. Он проникнут Божьим прощением и любовью к раскаявшимся грешникам. Это правильные взаимоотношения между людьми, а также отношения между людьми и Господом.
  • Долготерпением. Это качество заключается в способности терпеливо переносить что-либо неприятное: обиды, болезни, лишения, при этом не ломаться, не впадать в отчаяние или озлобленность. Оно предполагает приложение усилий, не приносящих немедленных результатов. Долготерпение важно как в мирских делах (при изучении иностранного языка или прохождении длинного курса лечения), так и в духовной жизни, при молитве, чтении Библии, участии в богослужениях и т. д.
  • Благостью. Этот плод Святого Духа гораздо больше доброты. Он заключается в подражании Господу, проявляющего доброту и благость к грешникам. Благость Господа ведет грешников к покаянию (Рим. 2:4). Он благ не только к заслуживающим благости, но и вообще ко всем:

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф. 5:45)

  • Милосердием. Это качество заключается в любви, доброте и заботе, обращенной к тем, кто не способен за них воздать. По словам Христа:

Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. (Лк. 14:12-14)

По Библии Господь благ и к неблагодарным, и к злым (Лк. 6:35). Обладая милосердием, человек готов проявлять сострадание и любовь, подобные Божьим.

  • Верой. Этот плод Духа святого побуждает человека уповать на Господа в любой жизненной ситуации. Вера предполагает доверие к Богу. Верующий сам превращается в человека, которому доверяют и на которого можно положиться.
  • Кротостью. Это качество противоположно гневливости. Обладающий им человек может сохранять благожелательное спокойствие в обстоятельствах, способных взбесить человека, лишенного этой добродетели. Любую свою позицию кроткий человек высказывает терпеливо и мягко, без раздражения и неприязни.

В своем Послании апостол Павел сказал:

Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал. 6:1)

  • Воздержанием. Это качество предполагает умеренность и самоограничение. Оно несовместимо с нескромностью, навязчивостью и пышностью. У человека воздержанного желания должны контролироваться разумом, а не управлять его поведением.

Плоды Святого Духа, являющиеся подлинными свидетельствами святости, наглядно и ярко проявляются в жизни зрелых христиан, поведение которых подчинено призыву Христа:

Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца Вашего Небесного. (Мф. 5:43-44)

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие плоды Святого Духа вы хотели бы попросить для себя в молитве?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.