Среди православных христиан принято молиться за души усопших, чтобы они приобрели покой в ином мире. Однако при этом у верующих возникает вопрос, а можно ли возносить молитвы о тех, кто был атеистом? В том числе это касается и тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, защищая родину. Не является ли это опасным? Вот как на этот вопрос отвечают священнослужители.
До 1917 года всех крестили
Здесь на самом деле возникают сложности. Если человек, отдавший свою жизнь в той страшной войне, родился до Октябрьской революции, происшедшей в 1917 году, то сомнения в том, что его крестили, практически отпадают. В Российской империи в этом плане было мало исключений, если это не касалось иноверцев и инородцев.
Ведь и революционеры в большинстве случаев являлись крещеными, а у некоторых из них даже имелось начальное богословское образование. Так, Иосиф Виссарионович Сталин учился в духовной семинарии, а Феликс Эдмундович Дзержинский в юные годы планировал посвятить себя служению католической церкви.
Разница между деревней и городом
Если же погибшим является человек молодой, который родился в период 1920-1925 годов, то тут в его вере и крещении уже возникает сомнение. Что касается деревенских жителей, то там и в советское время в двадцатые-тридцатые годы несмотря на богоборческую политику государства, крестили детей. Но вот в городе была другая обстановка. Там молодежь была по большей части некрещеной, и верила не в Бога, а в науку, комсомол и светлое будущее.
Когда павший был православным
В продолжение всего года в Русской православной церкви принято не один раз поминать убитых на войне солдат. В родительские субботы о них непременно молятся. Особо выделяются - День Усекновения главы Иоанна (11 сентября) и Дмитровская суббота (перед 8 ноября).
Архиерейский собор РПЦ в 1994 году принял решение о поминальной службе во всех храмах 9 мая в честь всех воинов-православных, которые пожертвовали своей жизнью, отдав ее за победу над врагом в 1941-1945 годах. Еще можно круглый год возносить молитвы о павших, которые были христианами, если подавать записки в церкви и ставить свечи. В таких случаях поминают
воинов, на поле брани убиенных
А также читают специальную молитву под названием
О упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
Если он был атеистом
Когда известно, что погибший на войне человек не был православным христианином, а был приверженцем иной веры или атеистом, его, согласно церковным канонам, поминают исключительно в домашней обстановке, читая молитвы. Утешением для родственников может служить факт того, что 9 мая в храмах принято сначала молиться за воинов,
за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших
А потом и обо
всех, мученически погибших в годы Великой Отечественной войны
В одном из посланий Патриарх Кирилл говорил, что мы не можем знать, во что именно верили атеисты, бывшие комсомольцами и коммунистами, сидя перед атакой в окопе. Но очевидно, что все они отдали жизни за страну, а поскольку такая жертва угодна Всевышнему, значит, и за православную веру. И они имеют полное право о том, чтобы о них вспоминали.
Вячеслав Харинов, который является священником в Санкт-Петербурге и преподает богословие, за атеизмом солдат советского времени усматривает также "вековую историю народа". Он отмечает, что нередко в шинелях воинов обнаруживают крестики и защитные образки, а в блиндажах находят оклады от икон. Известно, что немало атеистов, пройдя сквозь горнило Великой Отечественной, по ее завершении пришли в лоно церкви, приняли крещение и, уйдя в монастыри, до конца дней служили Богу.
Остается молиться келейно
Таким образом, молиться о погибших в ВОВ атеистах следует в домашней обстановке, как говорят священники, келейно, то есть просить Всевышнего о прощении грехов погибшему воину своими словами.
Это подтверждает и такой факт: монахи из Валаамской Спасо-Преображенской обители с 2015 года занимались составлением списков погибших, чтобы возносить молитвы об их упокоении. При этом сайт монастыря строго предупреждает, что молятся монахи исключительно за тех, кто был крещен в православие. В противном случае необходимо указать, что погибший был атеистом. Возможно, что решение о молитве подлежит обсуждению в связи с конкретными обстоятельствами.
Что же касается опасности подвергнуться действию темных сил, если молиться за неверующих, то она отсутствует, поскольку Иисус приветствовал любовь тех, кто кладет душу за друзей своих.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание