УАЗ-315126 и КрАЗ-256Б: что означали аббревиатуры советских автомобилей

В названии советских машин, как известно, помимо аббревиатуры завода, использовался набор цифр. Непосвященному человеку может показаться, что выбирались эти цифры случайным образом. Но на самом деле все они были частью строгой и понятной системы обозначений.

Немного истории

В самом начале развития отечественного автопрома строгих правил нумерации машин не существовало. Все выходившие с конвейеров автомобили получали индекс, в котором присутствовала единичка — ЯС-1, Газ-М1 и пр. Однако автопром страны постепенно развивался. Заводы начали выпускать все новые модели и модификации машин. И в 1943 г, после утверждения Наркоматом типажа транспорта разных видов, который должен был выпускаться в СССР, возникла необходимость в введении единой системы индексации.

Ответственным за проведение такой систематизации был назначен главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарта. Однако у Липарта в то время хватало дел и без каких-то «циферок». Эту задачу он перепоручил своему подчиненному. Созданию стройной системы индексации автомобилей мы обязаны С. А. Челову, заместителю начальника конструкторского бюро. Именно этот человек в последующем дал названия всем автомобилям и автобусам СССР.

Индексы машин

Первоначально индексы были трехзначными и распределялись следующим образом:

  • ГАЗ — 1-99;
  • ЗИС — 100-199;
  • ЯАЗ — 200-249;
  • КрАЗ — 250-299;
  • УралЗИС — 350-399;
  • МЗМА (выпускавший «Москвичи»— 400-499;
  • УАЗ — 450-499;
  • Мытищинский ММЗ — 550-599;
  • Кутаисский завод КАЗ — 600-649;
  • ГЗА (а в последующем ЗАТИ, выпускавшему автобусы ПАЗ) — 650-699.

Семисотые и восьмисотые индексы в советские времена давали полуприцепам и прицепам. Девятисотые при этом достались фургонам. Восьмисотые частично давались цистернам и фургонам.

По правилам в СССР последовательной нумерации подлежали не только запущенные в производство модели, но и экспериментальные. Многие из таких машин в последующем так и не были выпущены. Иногда после названия модели и цифр могла идти буква и другие цифры, обозначавшие новую модификацию старой модели - КрАЗ 256Б1.

Новый порядок нумерации

Трехзначная система индексации позволила навести порядок в присвоении названий советским автомобилям. Но такая методика была не слишком информативной. В результате в 1966 г. тот же конструктор Челов ввел на практике новую систему. Этот ГОСТ 1966 года действует у нас в стране до сих пор. Согласно новой методике, в 4-5-значном индексе:

  • первая цифра обозначала класс ТС по объему двигателя (от особо малого до высшего);
  • вторая — тип ТС (легковое авто, грузовик, автобус и пр);
  • третья и четвертая — фабричное число модели.

Пятая цифра считалась необязательной и отражала модификацию основной модели. Иногда в маркировке могла использоваться и шестая цифра Она использовалась для экспортных машин и обозначала допустимые климатические условия.

Таким образом, к примеру, название УАЗ-315126 можно расшифровать следующим образом:

  • 3 - объем двигателя до 0.3 л;
  • 1 - легковое авто;
  • 51 - модель;
  • 2 - модификация;
  • 6 - соответствие умеренному климату.

Особенности соблюдения нумерации

Несмотря на стройность, в системе нумерации автомобилей в СССР зачастую наблюдалась некоторая путаница. Связано это было с тем, что заводы в Советском Союзе иногда передавались другим ведомствам, меняли специализацию и т. д. Гигант советского автопрома ГАЗ и вовсе иногда позволял себе не соблюдать положенный порядок в названии машин.

В некоторых случаях автомобильные индексы в СССР могли присваиваться и другой технике. В качестве примера можно привести трактора «Кировец» с номерами прицепов - К-700, К-701. Такие названия трактора получили после объединения автомобильного и тракторного министерств.

Иногда заводы в СССР также менялись моделями. Но в этом случае цифровой индекс сохранялся. Менялись только буквы в названии авто, в соответствии с новым местом выпуска. Случалось и так, что названия машин в СССР дублировались. В качестве примера можно привести два автомобиля ГАЗ-21 — трехсотник 1937 года и первую «Волгу».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, достаточно ли четкую систему создал С. А. Челов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.