Если вы заняты интеллектуальным трудом и привыкли пить кофе для того, чтобы сосредоточиться, то вполне можете этого и не делать. Два исследования, одно из которых было проведено в 2018 году, а другое в 2019-м, показали, что для того, чтобы мозг «проснулся», необходим аромат кофе, а не сам напиток.
Кофейный запах не только помогает сосредоточится, он еще и улучшает память, рядом с ним гораздо проще заострить свое внимание на какой-либо конкретной задаче. И, конечно же, благодаря этому повышается производительность, да и работать становится легче.
Почему люди пьют кофе? Эффект плацебо
Вне зависимости от того, какой напиток вы предпочитаете, черный и крепкий или сильно разбавленный молоком, вы уверены в том, что кофе вам помогает справиться с чем-либо. Одни люди не могут проснуться и начать день без этого напитка, другие считают, что он им необходим для выполнения умственных задач на работе. Многие пьют его и для того, чтобы согреться или улучшить настроение, взбодриться.
Вне зависимости от того, какие цели вы преследуете, получаете вы, по мнению психологов, эффект плацебо. Иными словами, вы уверены в том, что, выпив чашечку кофе, начнете работать эффективнее. И, разумеется, получаете ожидаемый эффект, причем моментально.
В исследованиях изучался потенциал воздействия кофе на головной мозг. В частности, ученые выяснили, может ли простое присутствие напитка рядом с человеком, даже без его употребления, оказывать те же эффекты, которые все привыкли испытывать после утренней чашки кофе. Иными словами, аромат напитка выступал в качестве своеобразного плацебо.
Исследование 2019 года
Исследование 2019 года, проведенное Hawiset, проходило следующим образом: участникам двух фокус-групп в течение пяти минут предлагали нюхать кофе или угольный порошок.
После этого участники исследования проходили тестирование на различные когнитивные показатели, такие, как:
- внимание;
- скорость и острота реакции;
- распознавание слов и изображений;
- проявление настороженности.
Отдельно тестировали пространственную и числовую рабочую память.
Ученые обнаружили, что люди, которые нюхали кофе перед выполнением этих тестов, набрали больше баллов по задачам, связанным с вниманием, качеством памяти, скоростью реакции и бдительностью, по сравнению с теми, кто состоял в «угольной» группе.
Для того чтобы доказать, что обнаруженные различия объяснялись эффектом плацебо, а не приемом стимуляторов, специалисты подвергли медицинским тестам участников исследования до начала эксперимента и после его завершения.
Специалисты пришли к выводу, что именно убежденность в свойствах кофе и его аромат придают людям бодрость и для повышения внимания, реакции или улучшения памяти сам напиток можно и не употреблять.
Исследование 2018 года
Более раннее исследование также подтвердило эту идею. В 2018 году группа психологов занялась проверкой влияния запаха кофе на производительность интеллектуального труда.
В ходе эксперимента двум группам людей было предложено справиться с аналитической задачей. Одну группу поместили в комнату, в которой пахло кофе, а другую – в обычное помещение без специфических ароматов.
Люди из "кофейной комнаты" справились с решением задачи гораздо быстрее, чем те, кто находился в помещении без каких-либо запахов.
Эксперимент проводился группой психологов под руководством доктора Маджарова. Ученые пришли к однозначному выводу о том, что запах кофе стимулирует активность головного мозга.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание