Бытует мнение, что излюбленное наше выражение «найти ребенка в капусте» связано с тем, что быт русского крестьянина был тесно переплетен с этим овощем.
Капуста, будучи довольно важной огородной культурой, давала возможность не только выжить в длинные суровые зимы, но и получить необходимый набор микроэлементов, витаминов и такую важную для здоровья клетчатку. Естественно, что рецептов ее приготовления было множество. А свежими вилочки умудрялись хранить аж до апреля.
Капуста - это и праздник
Капуста, согласно календарю сельскохозяйственных работ, требовала к себе особого подхода. Высаживать ее было положено в день св. Ирины (Ирина-рассадница), то есть 18 мая, а рубить начинали с праздника Воздвижение креста Господня (27 сентября). Закончить нужно было не позже Сергея-капустника (8 октября). Но на этом процесс не заканчивался. С этого дня девушки, приглашенные помещиками, начинали шинковать капусту для последующей закваски, а парни были на подхвате: таскали мешки с вилками, бочки и прочую утварь. При этом обязательно сыпали шутками-прибаутками, напевали частушки и просто веселили.
После окончания закваски хозяин приглашал работников за торжественно накрытый стол, который ломился от яств. Праздничный ужин всегда заканчивался плясками да песнями. Называлось это мероприятие «капустник». И так как на нем всегда завязывались пары, которые со временем женились и рожали детей, то выражение «найти ребенка в капусте» вполне логично появилось отсюда. Или, как считают некоторые языковеды, у пар, согрешивших в эти дни на хозяйских сеновалах, случались внебрачные дети, про которых меж собой селяне говорили: «в капусте нашли». И младенцев, кстати, называли не иначе как «капустничками».
И тяжкий труд
Вторая версия, по мнению лингвистов, ближе к истине. Ее суть в том, что довольно часто дети рождались прямо на полях во время уборки капусты. Это связано с тем, что после Филиппова (или Рождественского) поста играли много свадеб и, естественно, что спустя девять месяцев, то есть в октябре, малыши и появлялись на свет.
Здесь нужно заметить, что убирать капусту должны были только женщины, ибо она символ женского начала, и срубить ее (в буквальном смысле) означало «обрезать пуповину», связывающую с Землей. Труд этот довольно тяжелый, поэтому роды зачастую случались раньше положенного срока. Вот и шутили молодые родители, что нашли своего малыша в капусте.
И в родах помощница
Следующая версия тоже связана с этим процессом. На Руси было принято рожать в бане, которую топили по черному. И вместо того чтобы стелить женщине белье, которое стоило недешево и в силу обычаев сжигалось по окончании родов, на лавки укладывали чистые капустные листы. И это не единственный, если так можно выразиться плюс. Овощ этот считается полезным, да и внешне похож на плод, поэтому повитухи верили, что капуста дает матери и новорожденному силу Земли.
Родившегося ребенка, еще не обмытого, на грязную лавку не клали, а помещали тоже на капустные листья. Старшие, бывшие на подхвате и приносившие эти самые листья в баню, после видели их уже «грязными» и, естественно, рассказывали об этом друзьям и подругам. А взрослые и не переубеждали их.
К слову сказать, если случалось что младенец в родах получал травмы, гематомы, к примеру, к ним обязательно привязывали кусочек капустного листа. Кефалогематома (родовая травма), кстати, и сегодня так лечится в народной медицине.
И от нечистых защитница
Последняя версия мистическая. Наши древние предки, славяне-язычники, боялись очень нечистой силы. Да и смертность детская тогда была довольно высокой. Поэтому и придумали родители делать вид, что малыш, появившийся в их семье, вовсе не родной, ненужный никому.
Поэтому они громко (чтобы злые духи слышали) говорили всем вокруг, что младенца де нашли в поле, когда капусту рубили. Существовал даже обманный обряд нахождения «сиротке» «родителей». Малыша клали на обочине дороги, а сами прятались в укромном месте и ждали пока кто-нибудь мимо будет идти и поднимет малыша. Тогда настоящие родители забирали «сиротинушку» себе. А нашедший становился названной матерью или отцом. Если он был из другого села, то никакой ответственности на него не возлагали, а если сосед (односельчанин) на него ложилась обязанность участвовать в воспитании «найденыша» и даже принимать его в свою семью, если родные родители умирали.
В заключение
Если ребенок появлялся не осенью (то есть не в капустное время), то версии были иные: цыгане потеряли, аист принес и т. п.
Как ни странно, фраза «нашли в капусте» было распространено не только у нас. В Италии и Франции младенцев тоже обнаруживают в капусте. Северные народности находят малышей в ягеле, жителям британского полуострова деток приносит почтальон, в Грузии – орел, а в Австралии, конечно, кенгуру.
А скольких деток вы «нашли в капусте»?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание