Демон художника: чем запомнился современникам Михаил Врубель, кроме своих гениальных картин

В 2021 году исполняется 165 лет со дня рождения знаменитого художника Михаила Врубеля. Сейчас его картины узнаваемы и любимы, однако при жизни творчество живописца понимали далеко не все. Более того, многие современники Врубеля считали его одержимым демонами.

Рождение и детство

Врубель был рожден в семье военного в 1856 году в Омске. Когда мальчику было около 3-х лет, его мать скончалась и отец женился во второй раз. Елизавета Вессель, ставшая мачехой Михаила, была пианисткой и часто играла для пасынка.

По долгу службы отец Врубеля часто переезжал. Однажды, когда вся семья проживала в Саратове, в городе проходила художественная выставка, где была представлена фреска «Страшный суд», созданная Микеланджело.

Михаила, которому едва исполнилось 8-9 лет, настолько потрясло это произведение искусства, что он попросил отца вновь привести его сюда.

Многие историки полагают, что именно это событие заставило Михаила поступить в Петербурге в Академию художеств.

Отставка

На заре своей художественной карьеры в 1884 году Врубель получает крупный заказ. Его работодатель — историк искусств и меценат Прахов, нанявший художника для реставрации фресок в Кирилловской церкви в Киеве.

Врубель работал вдохновенно, однако результат заказчика не удовлетворил. Причина состояла в увлеченности художника женой Прахова — Врубель и сам не заметил, как изобразил ангелов и святых, похожих на объект своего обожания.

Эмилия Львовна (супруга мецената) была женщиной самоуверенной и дальновидной. На стихи и томные взгляды Врубеля она не обращала внимания. На роль любовника она выбрала напористого военного. Чтобы успокоить ревнивого мужа, Эмилия оболгала Михаила и того под благовидным предлогом отослали. Это событие надолго лишило Врубеля заказов и стабильного заработка.

Перемены подкосили художника. В порыве отчаяния он создает картину с изображением Демона.

Стремление к изяществу

Михаил Врубель много внимания уделял тонкостям и изяществу. Это проявлялось не только в живописи, но и в повседневной жизни. Даже в условиях бедности он никогда не пожалел бы денег на новую рубашку, если на старой испачкались рукава. При этом его мало заботил тот факт, что он рискует остаться без ужина. Свою работу он мог продать за бесценок и тут же спустить полученные деньги на новые перчатки, галстук или цилиндр. У него нередко накапливался долг за услуги дворника и прачки.

В комнате Врубеля из мебели было только несколько стульев и кровать. Когда эту обстановку увидел отец, он был поражен и раздосадован. Однако сам художник этой нищеты словно не замечал. Свое жилье он находил «прекрасным», большие долги его не заботили. При этом он всегда выглядел словно аристократ, а по утрам в таз воды для умывания добавлял по полфлакона духов.

Одержимый демоном

В 1890 году художник закончил картину «Демон (сидящий)», чуть позже взялся за иллюстрацию произведения «Демон», написанную Лермонтовым. Спустя еще некоторое время тот же образ появился и в виде глиняного изваяния.

Многие современники Врубеля не понимали художника, многие осуждали за то, что после рисования святых он переключился на демонов. Некоторые даже побаивались его и называли одержимым. Однако именно такая одержимость и привела Михаила к успеху. Его картины стали пользоваться спросом и продавались за большие деньги. От заказчиков не стало отбоя.

Психиатрическая лечебница

Большим потрясением для художника стало рождение сына с явным физическим недостатком — заячьей губой. Врубель был уверен, что это он навлек на ребенка такое проклятье. Михаил стал неразговорчивым, у него случались приступы агрессии. Временами он переставал умываться и плохо ел. Как только художник засыпал, ему казалось, что с ним говорит демон. Тогда Врубель вставал и начинал писать картины.

Врачи сошлись на том, что это проявления нервной болезни, вследствие чего Михаила отправили в психиатрическую больницу. Спустя год ему стало лучше, но ненадолго. Смерть сына растоптала его и он вернулся в клинику, где спустя несколько лет потерял зрение и скончался.

Работы мастера

Центральное место в творчестве Врубеля занимает образ демона. На эту тему мастер создал несколько творений («Демон (сидящий)», «Демон поверженный»), в том числе и ряд иллюстраций к юбилейному выпуску лермонтовского «Демона». Большая часть этих работ не нашла признания среди современников, поэтому их так и не напечатали.

В числе главных причин такого отношения к художнику — необычная авторская манера исполнения. Его работы часто с презрением называли «гениальничаньем».

Кроме того, образ Демона в исполнении Врубеля разительно отличался от общепринятого. У героя этих картин были огромные глаза, полные боли и страдания. Однако, по мнению многих современных искусствоведов, такой Демон лучше всего передает особенность лермонтовской поэмы.

Одной из самых узнаваемых картин Врубеля можно назвать и «Царевну-Лебедь». По мнению некоторых искусствоведов, музой для создания этой картины послужила супруга художника Н.И. Забелы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к творчеству Врубеля?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.