210 лет назад родился Иван Гончаров: пять лучших экранизаций книг великого писателя

В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения классика русской литературы Ивана Гончарова. Возможно, писатель не так известен, как Достоевский, Толстой или Чехов, но его произведения стали манифестом своей эпохи. А термин "обломовщина" прочно вошел в лексикон, став нарицательным словом для обозначения апатии, рутины и личностного застоя. В честь годовщины вспомним 5 лучших экранизаций книг великого литератора.

"Обрыв", 1913

В 1912-1913 гг. сразу несколько кинопроизводственных компаний России взялись за съемки фильма по роману Гончарова "Обрыв". Между ними развернулась конкуренция. Команда звезды немого кино Петра Чардынина справилась первой, хотя им и пришлось столкнуться со многими трудностями.

В целом сценарий соответствует сюжету романа "Обрыв", завершающего неформальную трилогию Гончарова о трансформации старорежимного русского общества в нечто новое и более прогрессивное. Произведение было завершено в 1869 году.

Приехав в 1849 году из динамично преобразовывавшегося Санкт-Петербурга на родину в Симбирск, автор застал патриархальную жизнь, словно застывшую в вечном сне. Казалось, ход мировой истории никак не отражался на горожанах.

Но среди старых побегов уже пробивались ростки нового мира, которым суждено было столкнуться в конфликте поколений. У Гончарова родилась идея воссоздать атмосферу российской глубинки, в которую попадает светский человек, много лет проживший в Петербурге.

"Обыкновенная история", 1970

Фильм-спектакль режиссерского дуэта Галины Волчек и Владимира Храмова посвящен первому одноименному роману Ивана Гончарова, изданному в журнале "Современник" в 1847 году. По иронии судьбы, кинопостановкой занимался Московский театр "Современник".

По мнению критиков и зрителей, это одна из самых сильных адаптаций произведений Гончарова. Одни называют ее гениальной и мудрой, другие трогательной и волшебной, третьи – глубокой, остроумной и человечной. Это было бы невозможно без блестящего актерского состава.

По сюжету молодой провинциал Александр (Олег Табаков) приезжает к дяде (Михаил Козаков) в Петербург. Влекомый пылкими мечтами юноша желает перевернуть мир. Однако циничный, при этом доброжелательный к племяннику дядя спускает его с небес на землю, призывая прежде заняться делом.

Впрочем, идеализировавший общество Александр не внял нравоучениям, в результате чего испытал много разочарований, разуверовавшись в людях. Он стал черствым, ленивым и заурядным. Одним словом, обыкновенным.

"Несколько дней из жизни И. И. Обломова", 1979

Режиссер Никита Михалков по-своему переосмыслил роман Гончарова "Обломов", приправив повествование фирменным кинематографическим соусом. Как и в "Обыкновенной истории", главная роль досталась Олегу Табакову.

Сюжет немного отличается от первоисточника. Илья Обломов - неплохой мужчина. Умный и по-своему добрый. Однако жизнь в праздности сделала его ленивым и апатичным. Он любил вздремнуть и предаваться мечтам, лежа на диване.

Никому не было дела до Обломова, кроме его друга с активной жизненной позицией Андрея Штольца. Тот не оставлял попыток зажечь искру в сердце товарища, заставить его жить, отказаться от вредных привычек.

Однажды Штольц знакомит Обломова с семьей Ильинских, а сам уезжает за границу по делам. Ольга Ильинская поначалу взялась опекать Илью в отсутствие друга, и постепенно между ними возникли чувства. Однако Обломов не решается открыть свое сердце ожидающей признания даме.

Михалков показал канонического героя с неожиданной стороны. По его мнению, Обломов хоть и ленив, но не бездельник. Он много размышляет, любит природу, искренен в своих чувствах и поступках. И на чувства Ольги он не отвечает вовсе не из-за трусости, а по причине внутренней чистоты.

"Обрыв", 1983

Работу режиссера Владимира Венгерова критики встретили без особого восторга. По мнению специалистов, съемочная группа слишком увлеклась визуальной составляющей ленты в ущерб его эмоциональному наполнению.

Широкоформатный фильм наполнен чудесными пейзажами сельской жизни и красивой натурой. Оператор Анатолий Заболоцкий и сценограф Марина Азизян, много усилий приложившая для поиска атмосферной локации для съемок, отлично справились со своей задачей. Однако глубокой философской драмы не вышло. Зрители увидели "мелодраму из дворянского быта: красивое кино, но далекое от темы литературной основы".

"Обрыв", 2020

Режиссер Амра Капба-Катаева предложила на суд зрителей современное видение истории о разочарованном жизнью идеалисте, сбежавшем в деревню в поисках смысла жизни.

Художник и музыкант Борис Райский уезжает от светской суеты в родное имение, чтобы залечить разбитое неразделенной любовью страдающее сердце. Он мечтает зажить спокойной жизнью и наконец-то написать роман, который долго обдумывал. Однако за шестнадцать лет отсутствия многое в родном крае изменилось. Вместо идиллической пасторали он попадает в круговорот страстей, интриг и драматической любви.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к творчеству Гончарова и экранизациям его произведений?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.