"Сибириада", "Танго и Кэш" и не только: к 85-летию Андрея Кончаловского вспоминаем лучшие фильмы режиссера

Гениальный режиссер Андрей Кончаловский 20 августа будет отмечать юбилей, 85 лет. За плечами мастера больше сотни работ в кинематографе и театре, на телевидении и на общественном поле. Успел он поработать и на международных площадках, в том числе США и Европы. К дню рождения выдающегося режиссера коллеги и поклонники вспоминают лучшие фильмы своего друга и учителя.

"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж"

Фильм имеет интересную деталь: снят он был в 1967 году, но вышел в прокат только через 20 лет.

Кончаловский с самого начала принял решение не приглашать в фильм профессиональных актеров: большинство ролей сыграли настоящие жители деревни, в фильм даже вставлены их монологи, рассказы о войне, лагерях, быте в те тяжелые времена. Профессиональными участниками были только главная героиня Ия Саввина, Любовь Соколова и режиссер Александр Сурин. История до боли банальна. Чиркунов приезжает в родной колхоз из города с целью сделать предложение хромой Асе Клячиной, которую давно любит, но получает отказ. Ася влюблена в шофера Степана, который не обращает на нее никакого внимания. Но есть один нюанс: Ася беременна от Степана. Для Кончаловского эта картина стала второй после дебютного "Учителя", и он сделал ее такой, какой представлял где-то на подсознательном уровне - сюрреалистический сказкой, просто и выверенно рассказывающей о жизни простой девушки, ищущей счастье в послевоенные годы.

"Дядя Ваня"

Драма по одноименной пьесе А. П. Чехова. Перед режиссером стояла на первый взгляд простая, но на деле - очень сложная задача - максимально сохранить стиль и содержание оригинального произведения. Действие происходит в деревне, в которой коротает свой век обнищавший интеллигент дядя Ваня, давно потерявший интерес к жизни. Но внезапно, совершенно случайным образом, в его дом попадает незнакомка, в которую он влюбляется. Изюминкой фильма стало чередование цветной и черно-белой пленки, но не по профессиональной задумке режиссера, а по причине простой нехватки цветной пленки. Однако критики впоследствии нашли оправдание такому подходу.

Интересно, как родилась идея поставить Чехова. Теплым летним днем Кончаловский шел по одной из центральных улиц и встретил Иннокентия Смоктуновского. Зашли в кафе, поговорили о жизни. Внезапно Иннокентий предложил сделать что-то вместе. Кончаловский на тот момент был совершенно свободен и согласился. На вопрос "что?" Смоктуновский ответил: "Дядю Ваню". В Госкино согласились сразу, но с большим условием: не искалечить пьесу. Вопрос был решен.

"Сибириада"

Следующим фильмом, вышедшим на экраны в 1978 году, стала историческая драма "Сибириада", в которую вошли четыре фильма. Поначалу фильм был обыкновенным государственный заказом к очередному съезду КПСС. Андрей Кончаловский согласился. Съемки начались быстро, однако в процессе не только режиссер, но и остальные участники увлеклись совершенно другой линией, далекой от темы индустриализации: столкновение поколений. Основной линией фильма стала многолетняя борьба Героя Социалистического Труда Фармана Салманова за поиск нефти в Тюменской области.

Фильм повезли на Каннский кинофестиваль 1979 года, где съемочная группа получила овации практически в середине фильма.

"Возлюбленные Марии"

Действие фильма разворачивается в США. После плена в войне с Японией домой, в сербское поселение, возвращается Иван Бабич, где его ждет любимая девушка Мария. Влюбленные венчаются, но после свадьбы у Бабича выявляются проблемы с мужским здоровьем. В этот период в деревне появляется интересный мужчина, гитарист Кларенс, который влюбляется в Марию, начинает за ней ухаживать.

Фильм отчасти стал знаменательным и для Кончаловского, и для главной героини - Настасьи Кински. На тот момент Кончаловский уже продолжительное время был без работы, и эта история снова, по его словам, сделала его режиссером. Правда, финансирование пришлось искать на стороне. В идею поверил Менахем Роланд, с условием, что действие будет перенесено в США. Кстати, картина там провалилась в прокате, а вот в Европе пользовалась большой популярностью.

"Танго и Кэш"

О работе Андрея Кончаловского с зарубежными актерами ходят легенды. Вот и здесь главными его героями стали Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел, большие звезды уже на тот момент. Сюжет разворачивается вокруг их героев - полицейских по борьбе с наркотиками, работающих в разных участках и постоянно соперничающих между собой.

Фильм периода переезда Кончаловского в США. На тот момент ему нужен был щит, чтобы поправить свои дела, но местные продюсеры не верили в идею фильма, сомневались в его успешности и в конце даже отстранили Консаловского от съемок, заменив его американцем. Это, по мнению критиков, испортило фильм. Американцы добавил несуразную концовку и снова превратили героя Сталлоне в недалекого качка, хотя Кончаловский чуть ли не единственный понял желание актера побыть хоть раз в роли интеллектуала, пусть и не совсем идеального.

"Дом дураков"

В 1995 году, в разгар Чеченской войны, в новостях прошел сюжет о том, что на ингушско-чеченской границе весь медперсонал покинул специализированную лечебницу и ее постояльцы стали жить собственной жизнью. Кончаловский увидел в этом трагикомичную историю. Сценарий был написан довольно быстро. Фильм собрал несколько престижных наград.

"Лев зимой"

Действие происходит в конце 12-го века. В канун Рождества король Англии Генрих Второй, человек в возрасте, решает огласить завещание и назначает всем участникам прибыть к его двору. В число претендентов попадают жена, любовница с братом и трое сыновей. Андрею Кончаловскому удалось показать всю трагичность того времени, одного из самых темных в истории Англии. Трудностей добавляло и то, что несколькими годами ранее на английские экраны уже вышел фильм о тех событиях, и начинать новую работу было довольно опасно, и пресса всячески обыгрывал этот момент. Тем не менее работа получилась великолепной. Актеры, исполняющие главные роли, отзывались о русском режиссере как об эклектичном, который неожиданным образом открыл в них совершенно новые грани таланта, усилил игру через приемы другой, мало известной им русской школы.

"Щелкунчик и Крысиный Король"

История, знакомая каждому из нас с детства. Несмотря на то, что фильм снимал российский режиссер, проект получился абсолютно международным, поскольку в нем принимали участие американские актеры, британские звукорежиссеры, да и фильм снимался на английском языке, а затем переводился на русский. По словам самого Кончаловского, сценарий к этому фильму он вынашивал и писал около двадцати лет, чтобы показать военную Вену 20-х годов. Мыши, герои оригинальной сказки, были осознанно заменены на крыс, чтобы ярче показать фашистскую сторону истории и влияние нацизма на каждое событие того времени. Сам Андрей Кончаловский назвал свою историю свободной интерпретацией Гофмана.

"Дорогие товарищи"

Историческая драма, в которой Андрей Кончаловский - настоящий мастер. История рассказывает о расстреле демонстрантов в Новочеркасске в 1962 году. Режиссер выбрал на главную роль Юлию Высоцкую, свою супругу, поскольку она родилась и выросла именно в Новочеркасске и как никто могла придать своей героине нужные черты характера.

Однако после премьеры на режиссера свалились обвинения в очернении советской действительности, но сценарий имеет под собой фактическую базу, которая давно предана официальной огласке.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам какой фильм Андрея Кончаловского нравится больше?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.