"Муза изменила мне с Окуджавой": о чем писал Высоцкий в своих книгах и мемуарах

85 лет назад родился один из самых народных поэтов-песенников России, чье творчество объединяет не только поколения, но и людей с самыми разными взглядами и убеждениями. Конечно, речь о Владимире Высоцком. Но его жизненная философия и мудрость проявлялись не только в песнях и стихах, ведь Владимир Семенович писал еще и книги, и вел дневники, которые затем превратились в мемуары. В этой статье собраны самые интересные высказывания из них.

"Талант - это всегда тайна"

Чтобы увлечь человека, надо как минимум самому быть увлеченным, а лучше «больным» предметом разговора. Иначе состоится светская беседа.

Так писал Владимир Семенович в своей книге "Бег иноходца". Он-то уж точно всегда знал, о чем говорит, и что такое быть увлеченным или даже одержимым мыслью, идеей, каким-то делом или творческой задачей. Судя по другим его цитатам из этой книги, Высоцкий действительно был "иноходцем" - человеком с другим мышлением, чем у большинства. А значит, светские беседы могли быть интересны ему только в том случае, если был интересен предмет разговора.

Слухи и сплетни бывают только плохие, только чтобы гадость сказать. Если хорошие - это сведения, сообщения или сюрпризы.

У каждого человека бывает "Болдинская осень" - приливы и отливы, как в любви, так и в поэзии.

Это есть признак какой-то тайны в поэзии, когда каждый человек видит в песне что-то для себя.

О людских пороках у Владимира Семеновича тоже было однозначное мнение - того, каким был он сам, всегда ждал и от других.

Спрашивают, каких недостатков я не прощаю. Жадность и отсутствие твердой позиции у человека, что ведет за собой очень много других пороков, когда он сам не знает не только того, чего не хочет от жизни, а когда он не имеет своего мнения или не может самостоятельно рассудить о предмете, о людях, о смысле жизни; когда он повторяет то, что ему когда-то понравилось, чему его научили, либо когда он просто неспособен к самостоятельному мышлению.

Талант - это действительно всегда тайна. И по-настоящему талантливые люди, одаренные божьей искрой, просто не могут творить "по-заказу" или потому, что "так надо", "так положено", "так делают все".

Я ничего не написал про Париж, например, - и особенно не хотелось. Я не знаю, как это поэты ездят в творческую командировку. Приедут - бах! - и цикл стихов. Мне вообще не хочется писать стихи про то, что я там увидел, потому что не очень сильно это понимаю. Надо пожить в стране, чтобы кое-что понять и иметь право про это написать. А у нас, значит, поэты возвращаются и отчитываются стихами о поездке.

Цитаты из книги "Черная свеча"

Эту книгу, посвященную жизни в лагерях, Владимир Семенович написал под впечатлением от общения с бывшими заключенными, когда путешествовал по Иркутской области. С самого начала Высоцкий хотел снять фильм о лагерной жизни и ее трудностях, самостоятельно исполнив главную роль. Но было принято решение сначала написать книгу - и закончить ее он не успел. Вторую часть книги дописывал соавтор Высоцкого Леонид Мончинский.

Счастливый человек легко подвержен благостному самовнушению.

Обман, независимо ни от чего, стремится к самообнаружению.

Человек сложен из слабостей, как дом из кирпичей.

При каждом сделанном тобою шаге подумай, а затем шагни снова.

Прощающий всегда светлее карающего, ибо прощение невозможно без миродержащей основы — любви. Кара же есть явление «не сущее», миру в каре не выжить.

Чтобы стать свободным, надо убить в себе жалость или хотя бы распрощаться с ней на время.

"Все ниженаписанное мной не подлежит ничему и не принадлежит никому"

С таких слов начинается книга воспоминаний и мыслей Высоцкого, художественно оформленная и озаглавленная "Дельфины и психи". Сложное, пронзительное и удивительно честное произведение литературы, написанное великим человеком. Каждая глубокая и острая мысль приправлена в стиле Владимира Семеновича тонким юмором и вызывает при прочтении постоянный смех сквозь слезы.

Я не могу спать. Нельзя спать, когда кругом в мире столько несчастья и храпят.

Такой закон у людей: чуть что-в - рыло, но никогда за дело.

Душа – жилище бога, вместилище...

Жгу спички и пишу. Так делал Джордано Бруно. Он и сгорел поэтому так быстро. А я не могу, я пойду и буду спать, чтобы выжить.

Каждый человек может делать то, что хочет и не хочет его начальник.

"Роман о девочках"

Эта книга была издана уже после смерти Высоцкого - о повести никто не знал, ее обнаружили среди других рукописей поэта. Как и в других произведениях Владимира Семеновича, здесь много интересных мыслей - одни сразу попадают в сердце, над другими приходится поломать голову. Но все они, безусловно, являются отражением неординарного мышления и вечной мудрости Высоцкого.

Выше уже приводилось мнение о том, чего поэт не любил в окружающих людях. Но было у него мнение и о том, что может отличать хорошего человека от плохого.

Хороший, достойный человек очень много волнуется, нервничает, беспокоится за своих близких и помирает раньше, чем плохой.

Высоцкий явно недолюбливал эстрадную музыку, которая была более успешной, чем его авторские песни, но, конечно, гораздо менее любимой простыми людьми.

Авторская песня так же отличается от эстрадной, как, скажем, классический балет от присядки.

Я не поклонник развлекательных стихов и песен и не люблю, когда на моих выступлениях отдыхают. Я хочу, чтобы публика моя тоже работала со мной – мыслила и нервничала. Поэтому, вероятно, и выработалась такая манера исполнения – почти крик.

Мне всегда хотелось в песнях воспринимать сразу и текст, и музыку, чтобы не мешало одно другому. Поэтому всегда пытаюсь мелодию упрощать, чтобы она запоминалась с первого раза. Вероятно, это еще и потому, что я не профессиональный композитор, и… все-таки текст для меня важнее.

В этом произведении прослеживается гораздо более пессимистичный взгляд Высоцкого на окружающие вещи, чем ранее.

Я грустный? А чего особенно веселиться?!

Вокзалы везде в мире одинаковые – большие и грязные и напоминают, что все непостоянно: и место, и время, и люди.

Поверьте мне, в каком-то высоком смысле – на этом шарике очень скучно. И никаких чудес нет.

Но, как уже было сказано выше, тонкому юмору тоже есть место в каждой мысли поэта - вот в этой цитате он упоминает Окуджаву, одновременно скромничая и возвышая его талант над своим.

Никак не посещает меня муза, - никак ничего не могу родить, кроме разве всяких двустиший и трехстиший. Я ее – музу – всячески приманиваю и соблазняю, - сплю раздетый, занимаюсь гимнастикой и читаю пищу для ума, но… увы – она мне с Окуджавой изменила.

Цитаты из интервью

Не только сам Владимир Семенович записывал свои умные мысли - бывало, другие люди записывали их за ним. К сожалению, Высоцкий, как личность, не полностью одобряемая государством, нечасто давал интервью. Одно из последних было взято у него в 1979 году на Пятигорской студии телевидения - к сожалению, большая часть записей была утеряна. Вот самые интересные выдержки из этой уникальной беседы.

Счастье — это путешествие. Может быть, в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта… Какие-то поездки, но не одному, а вдвоем с человеком, которого ты любишь, мнением которого ты дорожишь.

Здесь Высоцкий снова говорит о человеческих недостатках, но упоминает "физическую слабость" в числе тех, к которым относится снисходительно.

Нет смысла мне отвечать неискренне. Я сюда пришел вовсе не для того, чтобы кому-то нравиться. Я пришел сюда, чтобы правду ответить на интересующие вас вопросы. Мне нет смысла ни лгать, ни подхалимничать сейчас, ни притворяться. Хотите — верьте, хотите — нет. Я во всех своих выступлениях, во всех беседах, даже дома стараюсь разговаривать искренне…

Я себя считаю тем, кто я есть. Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, — может, это даже какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофонов в XIX веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны. Вы спросили: кем я себя больше считаю — поэтом, композитором, актером? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос. Может быть, все вместе это будет называться каким-то одним словом в будущем, и тогда я вам скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Такого слова пока нет. Если упростить вопрос, то больше всего я работаю со стихом, безусловно. И по времени, и чаще ощущаю эту самую штуку, которая называется вдохновением, которая сядет тебе на плечо, пошепчет ночью, где-то к шести утра, когда изгрыз ногти и кажется, что ничего не выйдет, и вот оно пришло…

Какой бы тяжелой и противоречивой не была жизнь Владимира Семеновича, каким бы тяжким грузом не был его огромный талант, все же на заключительный вопрос интервьюера: "Кем, если бы вы не были Высоцким, вы бы хотели стать?", он гордо ответил: "Высоцким!"

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кажутся ли вам мысли Высоцкого из его мемуаров интересными и значимыми?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.