Мыши съели урожай и должны быть наказаны: почему в древние времена судили животных и даже неодушевленные предметы

В 1522 году в Отене, во французской Бургундии, перед судом предстали мыши, совершившие «преступление». Их «вина» состояла в том, что они съели урожай и оставили крестьян без продовольствия. В качестве защитника грызунов выступил адвокат Бартелеми де Шасене, известный своим мастерством в защите животных в суде.

Он отнесся к делу весьма серьезно. Поскольку мыши не присутствовали на заседании, их хотели осудить заочно. Однако адвокату удалось оспорить это решение, поскольку он доказал, что мыши не были должным образом оповещены о необходимости явиться в суд, так как многие из них находились в поле.

После этого с кафедры каждого прихода было сделано еще одно оповещение. Когда мышей снова не увидели в зале суда, защитник изложил причины их неявки. Он указал, что их путь слишком труден и продолжителен и дорогу им преградили кошки, которые, узнав о вызове мышей в суд, подстерегали их на каждом углу. В результате суд был признан несостоявшимся, и Шасене вместе с мышами вышли из процесса победителями.

Состоялся ли он на самом деле, до сих пор остается загадкой. Однако судебные процессы над животными являются историческим фактом. Каковы же причины столь необычного явления? Почему в древние времена судили свиней, лошадей, кошек, собак и даже гусениц и саранчу? Вот что по этому поводу думают исследователи.

Не должно быть преступления без наказания

Существуют документальные свидетельства того, что судебные процессы над братьями нашими меньшими происходили и в Древней Греции. Животных в числе прочего приговаривали к смертной казни. Иногда они подвергались изгнанию. Примечательно, что в Афинах судили даже неодушевленные предметы. Так, объектом судебного разбирательства могла служить колонна, если она упала на человека и он пострадал от этого.

Позднее юрист Грациан, живший в XII веке, объяснял, что древние греки считали необходимым суды над животными или неодушевленными предметами не потому, что вменяли им что-то в вину. Речь шла о том, что никакое преступление не может оставаться безнаказанным. Поэтому суд представлял собой символический акт, отражающий идею социального искупления порока, в рассматриваемом случае — преступления. Таким образом осуждались не сами животные или предметы, а то, что было совершено.

Выступление против закона Божьего

В качестве еще одной причины рассматриваются следующие соображения. Согласно христианским верованиям, человек является венцом творения, а животные созданы для того, чтобы служить им. Таким образом, последние являются собственностью первых и должны подчиняться и приносить пользу.

Если же саранча поедала урожай, а собака нападала на человека, их следовало судить и наказывать. Подобные действия рассматривались как нарушение божественного порядка, и, следовательно, животное было преступником, восставшим против самого закона Божьего.

Животное одержимо дьяволом

Третьей причиной, по которой суды над животными были распространены в Средние века, была широко распространенная вера в то, что демон овладевал бедными существами, чтобы они обратились против человека. Речь шла о Люцифере, падшем ангеле, который восстал против Господа.

Таким образом, когда саранча или мыши уничтожали посевы, считалось, что ими движет вселившийся в них дьявол, заставляющий их вредить людям. В этом случае вина подсудимых рассматривалась как косвенная, однако это не спасало их от суда, а часто и от отлучения от церкви.

Виды судебных процессов над животными

Исследователи описывают два типа судебного преследования животных в истории. Это были судебные процессы над массой вредителей, которые рассматривались в церковных судах, и индивидуальные судебные процессы, проводившиеся над конкретным животным, которые рассматривались в гражданских судах.

Животных также обвиняли в ереси или в богохульстве. Любопытными являются случаи, когда собаку судили за лай во время прохождения религиозной процессии и когда кошка «осмелилась» охотиться на мышей в воскресный день.

Согласно документам судебные процессы над братьями нашими меньшими наблюдались с глубокой древности и до недавнего времени. Особое распространение они получили в период XIII–XVII вв. Причины этого явления, как мы могли видеть, разнообразны, и корень зла может быть в их совокупности.

Интересно, что последний суд над животным и его казнь состоялись в 1903 году. В Индии слониха Топси в результате жестокого обращения и издевательств со стороны дрессировщиков была доведена до отчаяния и убила троих мужчин. Топси была умерщвлена с использованием переменного тока.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие интересные факты о судах над животными известны вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.