Пандемия коронавируса доказывает это: нанося ущерб планете, мы лишаем природу возможности защитить человечество от болезней

Энрик Сала вырос на побережье Средиземного моря. С раннего детства он был очарован разнообразием жизни на Земле и мечтал узнать о ней все, что мог. Когда Энрик вырос, он посвятил свою карьеру изучению океанической пищевой цепи. Разгоревшаяся пандемия коронавируса натолкнула его на мысль о том, что люди сами провоцируют появление новых опасных вирусов. Как они делают это? Человечество уничтожает природу, а она теряет способность защищать нас от болезней. И участившиеся вирусы - яркий тому пример.

Коронавирус - это работа дикой природы

Примечательно, что SARS-CoV-2 - это не дело рук самого человека, хотя косвенно он и причастен к его появлению. Новый вирус предположительно появился в Ухане, в Китае, в конце прошлого года. Первому заболевшему он передался от летучей мыши, которую тот съел сырой. И через всего несколько месяцев коронавирус стал одной из самых опасных болезней, которая дестабилизировала жизнь на Земле.

Энрик Сала - ученый, изучающий океаны и их пищевые цепочки. Он считает, что природа могла бы защитить человека от коронавируса, если бы не вред, который мы наносим планете. Ежедневно вирусы и бактерии мутируют, но Земля защищает нас от опасности. Делает она это с помощью биоразнообразия. По мнению Салы, оно необходимо для здоровья и выживания всего человечества.

Коронавирус был не первым заболеванием, появившимся в дикой среде

Очень редко случается так, что вирус мутирует в организме человека, а потом передается другому, вызывая эпидемию. Зачастую люди заражаются новыми болезнями, контактируя с животными в дикой природе. Они постоянно вторгаются в неисследованные земли, захватывают новые территории. Охотясь на животных и употребляя их в пищу, мы увеличиваем количество физических контактов с диким миром. В свою очередь, это повышает шанс мутации нового смертельного вируса или бактерии.

В своем новом исследовании, опубликованном в 2020 году, Энрик Сала изучает связь между изобилием видов, являющихся переносчиками вирусов, и вероятностью их передачи человеку. Он выяснил, что именно грызуны, приматы и летучие мыши - главные переносчики болезнетворных бактерий. При этом именно люди являются менее устойчивыми к заражению. Те же кошки и собаки намного эффективнее противостоят вирусам, так как они лучше адаптируются к изменчивым условиям окружающей среды.

Угрожает ли океан здоровью людей?

Земля полна опасностей, но Энрик Сала считает, что океан сегодня представляет намного большую угрозу. Вода занимает более 70% всей площади планеты. Разнообразие видов в Мировом океане намного обширнее, чем на суше. При этом большая часть из них до сих пор не изучена.

Энрик Сала отправился в экспедицию в центральную часть Тихого океана. Он намеревался выяснить, может ли деятельность людей спровоцировать появление нового вируса. Для этого был выбран один из наиболее отдаленных островов. Им стал Кингман из архипелага Лайн. Его окружают более 11 коралловых рифов и атоллов. При этом неподалеку находились острова, заселенные людьми.

Экспедиция на необитаемый остров

Сам Кингман необитаем. На юге от него находится Пальмира - небольшой остров, где остановилась группа ученых из 20 человек. В десятках километров от них расположились заселенные участки суши. Остров Киритимати - самый большой из них. Там проживает более 5100 человек. Энрик и его команда посчитали этот архипелаг идеальным местом для изучения взаимосвязи деятельности человека и появления вирусов.

В рамках исследования ученые оценили разнообразие и изобилие всех видов. Они находили и фиксировали наличие вирусов, бактерий и водорослей. Считали, сколько видов рыб и беспозвоночных проживает вдоль побережья островов. Но их главной целью было изучение экосистемы коралловых рифов. И она существенно видоизменялась в зависимости от численности населения на островах.

Чем больше людей живет на острове, тем больше бактерий обитает в его прибрежных водах

Сбор данных занял у Энрика и его команды более 5 недель. За это время они выяснили, что количество вирусов и бактерий действительно зависит от деятельности человека. Это подтвердили пробы воды. Так, на необитаемом Кингмане побережье было кристально чистым. Микробов в воде тоже оказалось в 10 раз меньше, чем на густонаселенном Киритимати. Прибрежные воды у этого острова были мутными и грязными.

Более того, Энрик Сала утверждает, что жизнедеятельность бактерий, найденных у Киритимати, существенно отличается от тех, что обитают в водах Кингмана. Более трети из них оказались патогенными. В их числе несколько типов стафилококков, вибрионов и эшерихий.

Чем больше микробов, тем больше риск появления новых заболеваний у человека

Неподалеку от вод Киритимати был найден потенциально опасный вибрион, который вызывал различные болезни у кораллов. Из-за него они начинали слишком активно цвести, зарастая водорослями. Именно этот вибрион и стал причиной аномального помутнения прибрежных вод. Он также потенциально опасен и для человека. Попадая в его организм, вибрион может вызвать холеру, гастроэнтерит, инфекции и сепсис.

Человек разрушает среду обитания, самостоятельно провоцируя появление новых вирусов

Таким образом, именно человек своей деятельностью косвенно провоцирует появление новых патогенных вирусов. Люди ухудшают среду обитания диких зверей, птиц и микроорганизмов. Животные испытывают стресс, их организмы становятся слабее. Их иммунитет больше не может сопротивляться патогенным бактериям. Более того, учащается количество мутаций, которые могут впоследствии передаться и человеку.

Энрик Сала выяснил: разнообразие видов способствует сокращению числа патогенных вирусов. Природа сама защищает себя от их появления. Она обеспечивает естественный щит, поглощающий вредные микробы. Человек же сокращает разнообразие флоры и фауны. Тем самым он собственноручно разрушает этот естественный щит. При этом, как показывает практика, человечество страдает из-за этого сильнее дикой природы.

Например, в океане фильтрацией воды занимают гигантские моллюски. Они захватывают в себя жидкость вместе с микроорганизмами, а затем фильтруют ее. Моллюски убивают и нейтрализуют потенциально опасные вирусы в течение 12 часов, защищая обитателей подводного мира. Люди своей деятельностью способствуют их вымиранию. Количество гигантских моллюсков неуклонно сокращается, а значит, и воду фильтровать больше будет некому. И такие процессы происходят не только в Мировом океане, а на всей планете.

Мы сами лишаем природу возможности защитить нас от болезней

Основываясь на результатах своего исследования, Энрик Сала призывает человечества задуматься о сохранении разнообразия видов на планете. Иначе новые вирусы, подобные SARS-CoV-2, будут появляться на земле снова и снова.

Как это сделать? Нужно заботиться не только о гигантских моллюсках, фильтрующих воду. Другие виды, проживающие на суше и в океане, также оказывают огромное воздействие на окружающую среду. Человечеству нужно акцентировать внимание на сохранении природных экосистем. Сала убежден, что мы не должны истреблять летучих мышей, чтобы остановить мутации коронавируса, который они передают. Их популяции нужно защищать. И в ответ они помогут нам сократить количество патогенных микробов, которые могут стать причиной нового опасного заболевания.

Энрик Сала предлагает обратить внимание на нелегальную торговлю дикими животными. Важно сократить темпы обезлесения и направить усилия на защиту нетронутых экосистем. Он призывает людей перестать потреблять дары дикой природы. Да, отказаться от них сейчас невыгодно по экономическим причинам. Но уже сейчас понятно, что гораздо больше вреда для мировой экономики могут нанести именно такие вирусы, как SARS-CoV-2.

Как вы считаете, действительно ли деятельность человека провоцирует появление новых вирусов?