Причудливый морской зверь с круглой пастью, живший 500 млн лет назад, имел способность к ночному видению, что делало его злобным хищником

Radiodonta — отряд уникальных хищников кембрийского периода. С него не только началась палеозойская эра, но и произошел скачок в эволюции многих организмов, включая и древних членистоногих. Последние открытия ученых позволили дополнить их образ и оценить роль в экосистеме Земли 500 миллионов лет назад.

Одни из первых животных Земли

Радиодонты являлись одними из самых древних обитателей океанов и фактически первым видом животных, появившихся на нашей планете. Они бороздили водное пространство более 500 миллионов лет назад, будучи, на современный взгляд, весьма причудливыми зверями, имеющими щупальца в районе головы и одновременно напоминавшими гигантскую сороконожку.

Восстановить облик морского обитателя стало возможным благодаря обнаруженным в результате раскопок окаменелостям, самой древней из которых приблизительно 518 миллионов лет. Современные ученые не берутся точно оценить, в какой период этот вид господствовал в древних океанах и когда вымерли его последние представители. По приблизительным оценкам, они присутствовали в экосистеме еще 400 миллионов лет назад.

Размеры радиодонтов варьировались, по общим оценкам они могли достигать более двух метров, а самые мелкие представители вырастали всего до двух сантиметров. От чего зависела их величина - неизвестно. На эти факторы могли влиять как возраст, так и ареал обитания, который был довольно обширен в связи с тем, что в кембрийский период вода занимала большую часть поверхности планеты. Исходя из последних данных, наиболее влиятельным фактором роста был признан рацион. Наиболее крупными становились те особи, которые имели возможность обильно питаться, а в последующем охотиться на других морских обитателей.

Новые открытия о функционале глаз

Новые сведения о жизни радиодонтов и их эволюции ученым дают археологические раскопки. Последние исследования позволили сделать выводы о том, что стать одним из доминирующих древних животных им позволили глаза.

Ранее уже было известно, что радиодонты имели круглую пасть, полную острых зубов, а также достаточно гибкий позвоночник, который позволял успешно маневрировать во время охоты или собственного спасения от более крупных организмов. С появлением глаз радиодонты получили серьезное преимущество - возможность видеть добычу или другого хищника.

Их глаза имели сложное строение, позволявшее видеть не только на свету, но и в темноте. В итоге они могли опускаться на глубину, охотясь в самых тускло освещенных районах океана.

По последним данным, радиодонты были обладателями одних из самых сложных в животном мире органов зрения. Схожие имеет современная стрекоза. Множество фарсеток дают возможность обладателям подобных глаз иметь круговой обзор, а значит, более успешно охотиться и убегать от хищников.

По мнению экспертов

Палеонтолог Джон Патерсон из Университета Новой Англии, изучая радиодонтов, отмечает их эволюцию как своеобразную "гонку вооружений". Чем больше животное имело функций и возможностей, тем более успешным хищником оно являлось. Во многом именно подобная эволюционная гонка привела к тому разнообразию членистоногих, которое имеет современный мир.

Джон Патерсон отмечает: "Радиодонты - одни из самых странных животных, которые выглядят как смесь нескольких организмов. На голове у них пара больших колючих придатков для захвата добычи, круглый рот с зазубренными зубами и пара больших глаз. Остальная часть тела похожа на туловище кальмара с несколькими плавательными клапанами по обеим сторонам тела".

По мнению исследователей, подобное строение позволяло не только успешно охотиться, но и не упустить добычу. Передние щупальца использовались для того, чтобы заталкивать жертву в огромную пасть, снабженную множеством зубов, способных перемолоть плоть и хрящи буквально за несколько минут.

Уникальный хищник

Базовый толчок активной эволюции живых организмов на Земле дает появление охотников. Тот факт, что один организм стал пожирать другой, ведет к трансформации будущих хищников. Вместе с этим процессом расширяется экологическое взаимодействие, приводящее к формированию сопутствующих жизни хищников организмов.

Радиодонты стали уникальными убийцами в своем мире, соперничать с которыми могли единичные организмы. Их доминирование обеспечило строение тела, которое позволило быстро двигаться, производить захват жертвы, удерживать ее и поглощать за рекордно короткие сроки. При всем при этом мелкие радиодонты могли сами становиться кормом, в том числе для своих более крупных сородичей.

Адаптироваться или умереть

Эволюция радиодонтов была связана с их стремлением к выживанию, как и любого организма кембрийского периода. Пока одни совершенствовались как хищники, другие развивали защитные механизмы, тем самым сохраняя вид от истребления и одновременно трансформируясь в новые формы жизни. В итоге битва между хищником и добычей приводит к вымиранию неприспособленных видов и появлению новых, адаптированных не только к экосреде, но и трансформировавшейся фауне и флоре. Радиодонты в том виде, в котором существовали миллионы лет назад, вымирают, позволяя развиваться новым ответвлениям животного мира.

Результаты эволюции

В процессе эволюции выделилось несколько видов радиодонтов, и, пока крупные особи охотились на крупных моллюсков, мелкие, вероятнее всего, питались планктоном. Их диета была схожа со структурой питания некоторых современных китов.

За длительный период эволюции трансформировалась не только их внешность, но и продолжительность жизни. Ученые предполагают, что крупные особи могли жить по несколько десятилетий, тогда как срок жизни мелких составлял только месяцы.

От вымерших древних организмов в современном мире остались не только окаменелости, но и множество эволюционировавших потомков, которых относят к членистоногим. Среди них - пауки, ракообразные и многоножки.

Хотели бы посмотреть на такого хищника вживую?