«Сплющилась» под воздействием приливных сил со стороны своей звезды: обнаруженная планета WASP-103b имеет форму картофеля

Близкое расположение планеты к своей звезде – это не только гарантия экстремально высоких температур и избытка радиации, но и опасность сильного гравитационного воздействия. В некоторых случаях это может даже привести к деформации космического тела. Недавно ученые сообщили об обнаружении такой планеты.

Подробнее об открытии

Недавно астрономы сделали замечательное открытие, обнаружив необычную по своему расположению экзопланету. Ей дали кодовое название WASP-103. Космическое тело располагается на расстоянии около 1500 св. лет от нас (это немало даже по меркам космоса), в созвездии Геркулеса. Оно вращается вокруг звезды, в 1,7 раза большей и на 200 градусов более горячей, чем наше Солнце. А особенностью этой планеты является то, что один оборот она совершает всего за сутки или меньше. Это значит, что год на ней короче нашего (земного) в 360 раз.

Расстояние от нее до звезды крайне мало, всего около 30 тысяч км. Однако, в отличие от большинства других планет, расположенных у самых звезд, WASP-103 может удаляться от своей звезды.

Масса этой планеты превышает массу Юпитера в 1,5 раза. Самой необычной ее особенностью является сильная деформация, вызванная приливным действием звезды. На столь малом расстоянии ее притяжение настолько велико, что находиться на ней было бы невозможно – нас бы просто засосало в звезду.

Обычно планеты имеют шарообразную форму, сформировавшуюся под влиянием собственной гравитации самой планеты. Однако данная экзопланета имеет овальную форму или пребывает в форме картофеля. Причиной этого является приливное напряжение, обусловленное сильной гравитацией звезды.

Как была выявлена деформация формы планеты

Сделать такой вывод позволили наблюдения на разных телескопах: «Хаббл», «Спитцер» и «Хеопс». Данные о планете были получены по косвенным признакам, поэтому то, как там обстоят дела на самом деле, мы точно не знаем. Ученые надеются получить больше информации о данном космическом теле в ходе более длительных наблюдений.

А вы хотели бы увидеть эту планету в телескоп?