Африка раскалывается надвое? Тектоническая трещина в Кении более 3 км длиной постоянно увеличивается: фото

В недрах нашей планеты постоянно идут процессы, влияющие на движение тектонических плит. И сегодня ученые предупреждают: Африка начала раскалываться надвое! Трещина протяженностью более 4 000 км, появившаяся вдоль юго-востока континента, расширяется на 2-3 см каждый год. В будущем не исключен разлом континента и образование нового океана – шестого по счету.

Древний разлом стал стремительно расширяться

Трещина в земле на юго-востоке африканского континента по своей сути не нова. Этот разлом начал формироваться в этом районе 22 миллиона лет назад, но он не проявлял активность в течение последних нескольких десятилетий. Заметной трещина стала в 2005 году, тогда ученые отметили резкое ее расширение вдоль пустынь Эфиопии.

Новое исследование показало, что причиной этого процесса являются перегретые породы из ядра Земли. Ученые предупредили, что массивная трещина, прорвавшаяся через Африку, разделит континент на две части и в результате будет образован еще один океан. Кусок суши на юго-востоке отколется, и некоторые страны останутся на гигантском острове.

Почему это происходит

Такое смещение земных недр происходит из-за отдаления на все большее расстояние двух тектонических плит, но точный механизм в то время не был полностью понят. Исследование, опубликованное в июне, показало, что выброс кипящей земляной породы из самой толщи планеты вызывает разлом.

Хотя ожидается, что Африка останется цельной еще, как минимум, пять миллионов лет, когда это произойдет, на карте появится новый мини-континент. На нем останутся такие страны, как Сомали, Кения, Эфиопия и Танзания. И у ученых есть вопросы относительно того, как именно и с какой скоростью будет протекать этот процесс. Ведь точно предсказать это сейчас невозможно.

Что говорят специалисты

Кен Макдональд, профессор Калифорнийского университета, говорит: «Чего мы не знаем, так это того, продолжится ли этот рифтинг в его нынешнем темпе. Если да, то в конечном счете откроется океанский бассейн, такой как Красное море, а затем он может стать уменьшенной версией Атлантического океана».

Может ли это произойти быстрее, чем через миллионы лет, или процесс вообще остановится? При нынешних темпах море такой же площади, как и нынешнее Красное, может образоваться на Земле примерно через 20-30 миллионов лет. Огромная трещина, появившаяся в 2005 году, уже показывает признаки нового моря возле Эфиопии. И еще один разлом открылся в Кении в 2018 году после проливных дождей.

В будущем трещин будет больше

Ученые не отрицают, что внутриземные процессы вызовут больше трещин в будущем. Геолог Дэвид Адеде сказал: «Трещина была и раньше, просто е не было видно под слоем вулканического пепла. Ее обнажили проливные дожди». Но местные жители говорят, что это произошло резко и быстро - некоторые сообщили, что почувствовали сотрясение земли.

Исследователи считают, что разлом становится больше, потому что идет стремительное разделение двух тектонических плит. В процессе участвуют примерно равные по величине Сомалийская и Нубийская плиты. В 2004 году ученые из Нидерландов впервые доказали и замерили движение огромных земных плит. Они обнаружили, что разлом расширяется на пару миллиметров в год.

Как выглядит разлом сейчас

Гигантская трещина выглядит, как ряд глубоких долин, и простирается от Зимбабве на юге до Аденского залива на севере. Геологической особенностью является продолжающийся процесс континентального рифтогенеза, при котором земная кора постепенно разрывается. По данным ученых, этот процесс нормален при потоке большой струи тепла из астеносферы — поверхностной части земной мантии, более горячей и слабой.

Научное исследование института Вирджинии это предположение подтвердило. Команда ученых использовала 3D-моделирование региона и обнаружила, что разлом был вызван Африканским суперплюмом, который был ответственен за необычные деформации под системой.

Команда, возглавляемая Университетом Аделаиды, считает, что обновленная модель поможет лучше предотвращать опасности, подобные извержениям вулканов и землетрясениям. Континентальные разломы, подобные этому, образуются по мере того, как тектонические плиты расходятся, что, в свою очередь, тянет и растягивает земную кору.

Есть ли опасность для людей

Недавняя трещина, появившаяся в 2018 году, активно обсуждается в научном сообществе. Некоторые ученые считают, что она показывает разделение в режиме реального времени, в то время как другие утверждают, что такое развитие событий невозможно. Один житель по имени Элиуд Ньороге Мбугуа утверждал, что видел, как трещина проходит через его дом.

Мужчина успел собрать только часть своих вещей, прежде чем его дом рухнул. Повреждения были замечены на оживленной дороге в Маай Махиу-Нарок, Кения. Исходя из этих данных, можно сказать, что процесс представляет угрозу местным жителям. И пока ученые наблюдают за развитием смещения земных плит, местные власти решают вопрос, как обезопасить своих людей от стихии.

А как вам такие огромные разломы в земле?