Они выручили страну во время войны, а теперь никому не нужны: куда делись старые советские паровозы

Ежедневно по железнодорожным магистралям бывшего Советского Союза проходят сотни тысяч поездов. Многие из списанных и нерабочих составов доживают свой век забытыми на запасных путях. Одно такое кладбище паровозов организовано на станции Шумково, которая входит в систему Транссибирской магистрали. Многие из представленных там образцов были в активной эксплуатации во времена СССР. Что ж, империя рухнула, а вагоны остались…

Колоссальное кладбище советских поездов, ушедших в забвение, на Шумково

Многие из сохранившихся здесь экземпляров – настоящие раритеты. Однако практически все агрегаты ушли в забвение и разрушаются год от года. Только несколько бывших станционных сотрудников на пенсии приходят сюда, чтобы поддержать состояние полюбившихся им «королей железной дороги». Многие составы помогали в транспортировке грузов еще во времена Великой Отечественной войны.

Бесконечные территории России

Россия имеет поистине огромную территорию. Это, безусловно, крупнейшая страна мира. Чтобы пересечь ее с запада на восток по длине, нужно быть очень отчаянным человеком, готовым к вызову. Причем опасность путешествия заключается не только в продолжительности маршрута, но и в большом количестве несчастных случаев. В довершение картины – очень суровый и порой непредсказуемый климат, который для подавляющего большинства обитателей Земли является экстремальным. Эти причины стали решающими, когда встала необходимость обживания просторных площадей. А выбран для этих целей был именно железнодорожный транспорт, прежде всего по экономическим соображениям.

Это очевидно на примерах из истории. При царской власти, а далее и при советской, население России жило по большей части в бедности, а общество находилось в состоянии технологической отсталости. При этом шло постоянное инвестирование огромных средств в разработку рельсовых путей. Например, царь Александр III лично приказал начать и курировал строительство железной дороги через Сибирь. Тем не менее Александр III умер в 1894 году, через три года после запуска проекта. Эта же колоссальная работа должна была быть продолжена и завершена его сыном Николаем II, последним из русских царей.

Железные дороги как стратегический ресурс

С приходом коммунизма железные дороги были расширены и модернизированы. Линии стали более широкими и оживленными. В дальнейшем именно это спасет Советский Союз во время Второй мировой войны, поскольку система железных дорог позволила сконцентрировать все ресурсы из глубины страны на фронтовых нуждах.

С помощью железных дорог перемещали солдат, оборонную продукцию. Например, в Магнитогорске, в центре России, далеко от немецких бомбардировок, делали знаменитые танки Т-34 и перемещали их поездами.

Советский Союз продолжал расширение железнодорожных линий после Второй мировой войны. В момент падения СССР железнодорожная система была расширена в 55 раз по сравнению с тем, что осталось от царской России. В общей сложности это было порядка 147 400 км дорог в эксплуатации, не считая чисто промышленных путей, из которых почти 60 000 км были электрифицированы.

Все эти пути тем не менее не затмят славу и стратегическую значимость самого впечатляющего - Транссибирской магистрали. Сеть взаимосвязанных железных дорог, которая пересекает Россию с запада на восток, от Москвы до Владивостока, заканчиваясь на побережье Японского моря. Этот путь занимает непрерывно 9 289 километров.

Советский запас на черный день

Тем не менее подобная система путей, очевидно, требует бесчисленных железнодорожных составов. Составы, списанные из-за поломки или старости, должны быть переработаны или отправлены на хранение. Большинство поездов-пенсионеров отправляются на переработку и переплавку, а сотни остаются брошенными на станции, такой как Шумково в Пермском крае. Возможно, они ждут своего часа как стратегический запас…

Кладбище используется с 1967 года и получило большое количество поездов, специально для которых построили сотни километров железных дорог, альтернативных путей рядом с основной линией, чтобы ставить их на прикол в течение многих лет или десятилетий.

В течение нескольких десятилетий эти поезда были покрыты слоями защитной смазки, их постоянно осматривали сотрудники железной дороги, сотни механиков, которые отвечали за внедрение современных технологий на резервных составах.

А где же наше ресурсосбережение?

Тем не менее с падением Советского Союза все это хозяйство было развалено, а поезда забыты, некоторые ушли с молотка в частные коллекции и музеи по всему миру. Сотни из них остаются на своих местах и медленно превращаются в хлам.

Хотя группа активистов с советских времен продолжают неустанно работать, чтобы поддерживать хорошее состояние хотя бы некоторых составов, общая картина больше напоминает запустение.

Европейские коллеги, глядя на подобную расточительность с позиции ресурсов, остаются в недоумении, почему бы все это не пустить на переработку.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как думаете, лучше переработать или хранить старые поезда?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.