Никогда не использовался по назначению и почти сто лет пролежал в земле: Царь-колокол в ноябре отмечает свое 285-летие

Французский философ Вольтер однажды сказал, что два величайших достояния Кремля – это Царь-пушка, которая никогда не стреляла, и Царь-колокол, который никогда не звонил. Действительно, реликвии ни разу не использовались по назначению, но они являются сакральным символом возможностей российских мастеров. Мол, можем, если захотим.

Первый в своем роде

История литья колоколов на Руси восходит к X веку, но расцвета ремесло достигло 6 столетий спустя. Задумка изготовить величайший из существующих колоколов возникла еще в конце XVI века и приурочена к юбилейному 1600 году. Первый в истории Царь-колокол весил 18 тонн, а чтобы раскачать его "язык", требовалось 24 человека.

Исполина установили на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Но во время пожара в середине XVII века храм сгорел, колокол упал на землю и раскололся на куски.

Попытка №2

Так как Царь-колокол являлся символом могущества Православной церкви и России в целом, его решено было восстановить из сколков. И не просто вернуть первоначальный облик, а сделать еще больше и громче. Новый колокол был отлит в 1655 году и весил свыше 100 тонн. Но снова был разрушен во время пожара в 1701 году при Петре I.

Самый-самый

Став императрицей в 1730 году, Анна Иоанновна, племянница Петра I, повелела в честь своего правления отлить еще больший колокол, по-настоящему царский. Его вес планировалось увеличить вдвое по сравнению с предыдущим.

Для изготовления правительница отправила сына российского фельдмаршала Мюнниха в Париж за технической помощью к тамошним мастерам. Однако размеры предполагаемого изделия были настолько беспрецедентными, что просьбу русских не воспринимали всерьез, считая это бесперспективным занятием.

За границей не нашлось специалистов, поэтому в 1701 году эта работа была поручена местным мастерам-литейщикам Ивану Моторину и его сыну Михаилу. Семейство хорошо себя зарекомендовало, изготовив для царской армии более 100 бронзовых пушек. Имелся опыт и литья колоколов.

Работы решили производить на месте, прямо в Кремле. В 1733 году вырыли 10-метровую яму на Ивановской площади, изготовили глиняную форму, засыпали ее сверху землей и утрамбовали, оставив воронку для заливки расплава.

Однако Моторины столкнулись с бюрократическими проволочками. Если с получением меди и олова проблем не было, то золото массой 72 кг и серебро в количестве 525 кг, необходимые для сплава, выдавать не торопились.

Лишь к концу 1734 года подготовительные работы были завершены. В четырех возведенных печах производительностью по 50 тонн каждая началась плавка. Однако первая попытка не увенчалась успехом и чуть не закончилась пожаром. Пострадали печи, оборудование, был испорчен металл.

Восстановительные работы шли медленно и нервно. В августе 1735 года Иван Моторин умер. Но его сын Михаил продолжил работу. Вторая попытка отливки, состоявшаяся 25 ноября 1735 года, оказалась успешной. Но была готова лишь форма. Колокол требовалось еще украсить и довести до совершенства.

Злой рок

После завершения основных работ Михаил получил царское вознаграждение в 1000 рублей – огромные деньги на то время. И было за что. Он с командой создал колокол-гигант массой 202 тонны, шириной 6 метров и высотой 6 метров 24 сантиметра. Постарались и другие мастеровые – они превратили отливку в образец декоративного искусства.

Однако доставать колокол из земли не торопились. То ли граверные работы затянулись, то ли не было подходящего оборудования. В конце концов, дождались очередного пожара. Огонь перекинулся на временную деревянную опорную конструкцию, сооруженную для колокола. Опасаясь повреждений, охранники стали поливать ее водой. Горячий металл Царь-колокола в результате резкого охлаждения покрылся трещинами. От него откололся массивный кусок массой 10,4 тонны. Это была катастрофа.

Символ возможностей

Царь-колокол оставался в яме почти столетие, никому не нужный. Безуспешные попытки поднять его были предприняты в 1792 и 1819 годах. Наполеон Бонапарт во время оккупации Москвы в 1812 году рассматривал возможность вывоза его как трофея во Францию, но не смог этого сделать из-за его размера и веса.

Наконец, летом 1836 года он был успешно извлечен французским архитектором Огюстом де Монферраном и помещен на каменный постамент. Колокол и сегодня покоится на этой самой плите из песчаника на том самом месте.

Пусть он никогда не звонил, но он является символом упорства, преодоления препятствий и возрождения. А еще рекордных размеров, которые до сих пор не побиты. Для справки, только один 10-тонный осколок втрое тяжелее самого большого в мире колокола из используемых, повешенного на колокольне Ливерпульского собора.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы видели Царь-колокол вблизи? Потрясает размерами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.