"Я хочу умереть молодой": как Мирра Лохвицкая стала основоположницей женской поэзии в России и предсказала свою трагическую судьбу

Мария Александровна Лохвицкая — русская поэтесса, писавшая свои произведения под псевдонимом Мирра Лохвицкая. Считается, что именно эта одаренная поэтесса была основоположницей русской женской поэзии и открыла путь А. Ахматовой и М. Цветаевой.

В 90-х годах позапрошлого столетия Мирра Лохвицкая являлась едва ли не самой значимой фигурой в русской литературе. После ранней же смерти поэтессы о ней незаслуженно быстро и надолго забыли. В начале 20-го века о ней вспоминал в основном только лишь поэт Игорь Северянин, чье творчество в самом начале формировалось во многом под влиянием стихов и образа Мирры.

Первые произведения

Родилась Мария Лохвицкая 1.12.1869 г. в Петербурге, в многодетной семье успешного адвоката Александра Лохвицкого. Одной из ее сестер была Надежда Александровна Лохвицкая, в последующем также ставшая поэтессой — знаменитой Тэффи.

В 1874 г. семья Лохвицких переехала жить в Москву. Здесь будущая поэтесса поступила в Московское Александровское училище пансионеркой. Уже во время обучения в возрасте 15 лет Мария начала писать стихи, на которые тут же обратили внимание. Незадолго до окончания училища Мирра с разрешения начальства издала отдельной брошюрой два своих стихотворения.

Окончив училище, Мария Александровна уехала в Петербург, куда после смерти Александра Лохвицого вернулась ее мать. С 1888 г. поэтесса начала активно публиковаться в прессе. Ее стихотворения выходили в таких известных изданиях, как «Север», «Русское обозрение», «Нива».

Пушкинская премия

В 1896 г. М. Лохвицкая выпустила свой первый настоящий сборник стихов «Стихотворения (1889-1895)», который привел в восторг всех ценителей литературы. Год спустя после издания сборник Мирры был удостоен Пушкинской премии.

Пик популярности Мирры Лохвицкой пришелся на 90-е годы. В то время она стала единственным поэтом, помимо поэтического дара обладавшим той чертой характера, которую в наши дни назвали бы коммерческой хваткой. Сборники Марии Александровны раскупались в книжных лавках практически мгновенно.

Семья

В 1891 г. Мирра вышла замуж за Евгения Эрнестовича Жибера, сына французского архитектора, снимавшего дачу по соседству с Лохвицкими. Вскоре после свадьбы молодые переехали сначала в провинцию, а затем в Москву. За годы семейной жизни у Марии и Евгения родилось пятеро детей — все мальчики.

Своих маленьких «богатырей» Мирра Лохвицкая очень любила и посвятила им несколько трогательных стихотворений. Хорошие отношения у поэтессы складывались и с мужем. Все знакомые воспринимали семью Марии Александровны и Евгения Эрнестовича практически как идеальную. Сама же Мирра в глазах общества долгое время была буквально идеалом добропорядочной матери и жены.

Поэт Бальмонт

В 1896 г. в Крыму Мирра Лохвицкая познакомилась со знаменитым поэтом Бальмонтом, одним из родоначальников символизма. С самого момента знакомства Бальмонт стал практически единственным адресатом любовной лирики поэтессы. В свете говорили об их романе, но доподлинно о том, связывали ли двух поэтов какие-либо отношения кроме дружеских, неизвестно.

Особенно дотошные исследователи жизни Мирры Лохвицкой полагают, что в начале между ней и Бальмонтом, скорее всего, действительно был роман. Но позднее пути двух талантливых литераторов разошлись. В любом случае практически весь период знакомства с Миррой Бальмонт жил вдалеке от нее — за границей.

Общались Мирра и Бальмонт в основном только посредством своих стихов. Между ними происходила своего рода поэтическая перекличка-поединок. Первое время поэты были полными единомышленниками, но в более поздние времена перекличка начала становиться все более острой и холодной. В последующем многие современники решили, что именно охлаждение отношений с Бальмонтом стало причиной депрессии Мирры Лохвицкой и ее угнетенного душевного состояния, близкого к психическому расстройству, приведшими, по всей видимости, к ранней смерти.

"Я хочу умереть молодой"

Исследователи жизни Мирры Лохвицкой считают, что все ее творчество было буквально пропитано мистикой. Наиболее ярким свидетельством этому является одно из стихотворений поэтессы. В конце 90-х годов 19-го в. Мария Александровна написала стихотворение «Я хочу умереть молодой»:

Я хочу умереть молодой,

Не любя, не грустя ни о ком;

Золотой закатиться звездой,

Облететь неувядшим цветком.

Я хочу, чтоб на камне моем

Истомленные долгой враждой

Находили блаженство вдвоем...

Я хочу умереть молодой!

Схороните меня в стороне

От докучных и шумных дорог,

Там, где верба склонилась к волне,

Где желтеет некошеный дрок.

Чтобы сонные маки цвели,

Чтобы ветер дышал надо мной

Ароматами дальней земли...

Я хочу умереть молодой!

Не смотрю я на пройденный путь,

На безумье растраченных лет;

Я могу беззаботно уснуть,

Если гимн мой последний допет.

Пусть не меркнет огонь до конца

И останется память о той,

Что для жизни будила сердца...

Я хочу умереть молодой!

В 1905 г. же поэтессы не стало. Умерла Мирра Лохвицкая в возрасте 35 лет, по свидетельству одного из друзей, сохранившемуся в письменном виде, "от дифтерии, депрессии и Базедовой болезни".

На похороны поэтессы пришло очень мало народу, что стало показателем практически полного одиночества Мирры в последние годы жизни. Поэт Бальмонт высказывался о ее творчестве после ее ухода холодно и даже колко. То же самое делала и сестра Тэффи, с которой при жизни у Марии были неоднозначные отношения. Но при этом Бальмонт в последующем назвал именем Мирра одну из своих дочерей. По некоторым же стихотворениям Тэффи можно судить о том, что она искренне скучала по своей рано ушедшей сестре.

Почему была забыта

При жизни Мария Александровна Лохвицкая действительно была очень популярным литератором. Однако вскоре после смерти о поэтессе забыли на долгие годы. Ее могила на Никольском кладбище никем не посещалась и несколько десятков лет стояла практически заброшенной.

Многие критики считают, что забыто творчество Мирры, сочетавшее в себе элементы как Золотого, так и Серебряного века русской литературы, было просто по той причине, что перестало вписываться в реалии окружающей действительности. Мировоззрение утонченной поэтессы, чтившей классические традиции, попросту разошлось с динамичной эволюцией начинающегося 20-го века.

В 21-м столетии интерес к одной из самых значимых поэтесс конца 19-го в., однако, вновь начал возрождаться. Несколько лет назад племянница поэтессы И. В. Пландовская вместе со своим сыном Н. Пландовским-Тимофеевым восстановила и памятник Мирры Лохвицкой на Никольском кладбище.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Читали ли вы стихи Марии Александровны Лохвицкой?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.