Что значит быть личностью? Представители разных культур отвечают на этот вопрос по-разному

Вопрос о том, что такое личность, и кого можно считать ею, а кого нет, обсуждается уже тысячи лет. Но у каждого народа будет свой ответ и свой взгляд на это. Считать ли личностью еще не рожденного ребенка? С какого возраста формируется личность? А может, это само определение человека уже с момента зачатия или состояние, которого он достигает только после смерти? Вот что думают об этом представители разных культур.

Свободный выбор и право на жизнь

Многие защитники прав человека на жизнь двойственно подходят к этому вопросу. Например, войны лишают человека выбора, жить или умирать, и это порицается. При этом государственное регулирование оборота оружия или обязательное ношение масок и вакцинация также лишают человека выбора, но представляются благом. Центральный вопрос во всем этом заключается в том, что или кто составляет личность.

Этот вопрос давно занимает антропологов, специализирующихся на изучении различных религий. Некоторые представления о том, что значит быть человеком, обычно принимаемые как должное в развитых странах, не разделяются последователями других религиозных традиций и культур. Представления о личности у нас является продуктом христианства, в котором личность неразрывно связана с понятием души. То есть, только существо, обладающее душой, является личностью.

Но, например, у народов Африки личность трактуется совершенно по-другому и с более тонкими нюансами. Большинство людей в этой стране идентифицируют себя, как мусульмане или христиане, но местные религии остаются широко распространенными. Здесь личность рассматривается, как процесс, а не явление.

Постепенное становление личности

В культуре бенгов Кот-д'Ивуара все дети — реинкарнации недавно умерших людей. Они появляются из места, называемого «вругбе», которое одновременно является загробной жизнью и своего рода преджизнью. Считается, что новорожденный не вышел из «вругбе», пока его перерезанная пуповина не высохнет и не отпадет. Только тогда младенец считается в каком-либо смысле личностью.

Если малыш умрет раньше, он не получает никаких похорон. Даже после этого, пока детям не исполнится несколько лет, люди верят, что они остаются балансировать между «вругбе» и миром обычных людей. Это еще как бы «неполноценные» люди, а субстанция. Из которой впоследствии «вырастет» личность.

Личность формируют с помощью ритуалов

Для Бенга и многих других народов ритуалы знаменуют собой развитие личности. В некоторых культурах считается, что дети не имеют пола, пока они не прошли инициацию. Сам ее процесс представляет собой символическую смерть и возрождение, как будто посвященный становится новым человеком.

В некоторых обществах — например, талленси в северной Гане — человек может достигнуть полноценной личности только после смерти. В этот момент он становится предком, полностью вовлеченным в жизнь своих потомков. Вот почему смерть у этих народов не печальное событие, а радостное. Людей даже хоронят с танцами, песнями и плясками.

Не только люди

У некоторых народов «личности» даже не обязательно являются людьми. В культурах манде в Западной Африке, таких как общины дьюла, каждый клан связан с «нтаной». Это какой-либо крупный и опасный вид диких животных — леопарды, львы, слоны, крокодилы или питоны. Члены вида считаются личностями, но только для особей ассоциированного клана.

У каждого из них есть история о происхождении их отношений с их нтаной. Обычно старейшины рассказывают о том, как предок вида спас предка клана, например, вытащив его из ямы. Члены клана не должны убивать или есть свою нтану, а контакт или даже вид останков мертвого животного считается опасным.

Два аспекта личности у разных народов

Во-первых, личность иногда рассматривается как процесс, а не как устойчивое состояние, и не является чем-то, что автоматически присуще каждому человеку. Во-вторых, личность — это не чисто индивидуальное явление. Оно внутренне связано с социальными отношениями между родителями, братьями, сестрами и детьми.

Христианство, с другой стороны, делает упор на душу и индивидуальное спасение. Существо либо имеет ее, либо нет, и ответственность за спасение или проклятие этой души лежит на индивидууме. Не всегда может быть очевидно, в какой степени наши мнения о личности проистекают из христианской основы, пока их не сравнивают с другими религиозными традициями.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какое понятие о личности более близко вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.