Люди оценивают нас в первые минуты знакомства, но что именно они оценивают? Профессор Эми Кадди уже более 15 лет изучает первые впечатления при встрече. Вместе с коллегами-психологами, Сьюзан Фиске и Питером Гликом, ей удалось обнаружить некоторые закономерности этих взаимодействий.
Первое впечатление
В своей книге Presence Эми Кадди говорит, что люди отвечают на два вопроса при первой встрече:
- Могу ли я довериться этому человеку?
- Я могу уважать этого человека?
Эти вопросы оценивают душевную теплоту и компетентность человека. В идеале каждый хочет, чтобы его положительно воспринимали с точки зрения обоих этих факторов. Кадди утверждает, что большинство людей, особенно в профессиональной сфере, считают, что компетентность является более важным фактором. В конце концов, они хотят доказать, что они достаточно умны и талантливы, чтобы справиться со сложной работой. Но в действительности тепло или доверие - это самый важный фактор, по которому люди оценивают нас при первой встрече.
С точки зрения эволюции, для нашего выживания важнее знать, заслуживает ли человек нашего доверия.
Доверительные отношения
Хотя компетентность высоко ценится, Кадди говорит, что она по-настоящему оценивается только после установления доверия. В качестве примера она приводит стажеров MBA, которые часто бывают настолько обеспокоены тем, чтобы их посчитали умными и компетентными, что они невольно становятся неприступными. Они пропускают публичные мероприятия и никого не просят о помощи, даже если в этом есть острая необходимость. Подобное поведение негативно отражается на их успехе. Стажеры проявляют грубость, когда не получают предложений о работе, потому им не удалось завоевать доверие работодателя.
Кадди говорит: «Если человек, на кого вы пытаетесь повлиять различными способами, не доверяет вам, то вы не добьетесь успеха и только вызовете подозрение». Заслуживающий доверия человек, который отлично справляется со своей работой, вызывает восхищение, но только после того, как будут установлены доверительные отношения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание