Родная дочка стала прообразом Алисы Селезневой, а произведения в жанре фантастики пришли неожиданно: творческий путь ученого, художника и писателя Кира Булычева

Его называют человеком, заглянувшим в будущее. Кир Булычев стал одним из немногих советских писателей, чьи произведения экранизировались чаще всех. Он выбрал непростой жанр – фантастику, – который был не очень популярен в стране. И тем не менее, здесь он одержал безоговорочную победу. Кир Булычев никогда бы не согласился с утверждением, что человеку дается лишь одна жизнь. Ему самому удалось прожить как минимум три - художника, ученого и писателя.

Придуманная жизнь

Настоящее имя писателя - Игорь Всево­лодович Можейко. Он жутко боялся своего “рассекречивания”. Крупный востоковед, автор научных трудов, исследователь, литературовед - и вдруг детский писатель. За такое и уволить могли!

Первый вкус славы он почувствовать в тридцать лет, когда его рассказ приняли в печать. Тогда Можейко трудился в Институте вос­токоведения и не собирался становиться известным автором. Но вме­шался случай: в журнале “Искатель”, с которым Игорь Можейко сотрудни­чал, для одного рассказа уже была готова обложка, но его сняли с печати. Всей редакции по­ставили задачу: к утру по иллюстрации написать историю. Лучшую обещали опубликовать.

Не все коллеги восприняли задание на ура. Одни понимали, что не смогут ничего придумать за такое короткое время, а потому спокойно ушли домой. Лишь Игорь Всеволодович сел за печатную ма­шинку и к утру сочинил рассказ, посвященный вымиранию динозавров. Возможно, не лучшая идея на тот момент, но ввиду отсутствия других предложений его произведение оказалось напечатанным.

Настоящее имя Можейко скрыл. А позже у него появился звучный псев­доним. Игорь взял имя своей супруги (иллюстратора Киры Сошинской) и прибавил к нему девичью фамилию матери. Получился Кир Булычев - ко­ротко и броско.

Многим позже в столичном Инсти­туте востоковедения разгорелся скандал, когда правда всплыла наружу: стало известно, что уважа­емый ученый, доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко и писатель-фантаст Кир Булычев – один и тот же человек. Директор института узнал обо всем последним, но не торопился с увольнением сотрудника-обманщика. Он лишь удостоверился, что тот выполняет рабочий план, и попросил коллег не мешать ему в остальное время заниматься писательством.

Неудавшийся поэт

Публиковаться всерьез Можейко не собирался. Он пробовал себя и в поэзии: первый сборник стихов вышел в 1991 году. К тому времени его знали как фантаста, потому произведения в новом жанре не получили массового признания. Впрочем, сам автор не расстроился. Он продолжил писать для близких. Чаще других поэтических строк удостаивалась его супруга.

Стихи были не единственным увлечением Можейко. Однажды он обнаружил в себе талант художника, рисовать начал с нанесения набросков всего, что видел вокруг. Позже он взял за привычку носить с собой карандаш и небольшой блокнот, в котором на скорую руку придумывал забавные шаржи для друзей. Рисование пригодилось и позже, когда автор стал украшать книги собственными иллюстрациями.

Он долго скрывал от окружающих, что рисование и поэзия – не более чем увлечения для души, равно как и произведения в жанре фантастики. Прежде всего Можейко оставался ученым.

В поисках себя

Особый спрос на переводчиков в стране совпал со временем, когда Можейко оканчивал школу. По разнарядке его отправили в институт языков Мориса Тореза. Выйдя оттуда с дипломом, Игорь отправился в далекую Бирму.

Это была экзотическая, почти что сказочная страна, которую ему не с чем было сравнить. В нее он влюбился всерьез, ей стал посвящать многочисленные очерки в популярном журнале “Вокруг света”. По возвращении в столицу решил, что нужно продолжить изучать традиции и обычаи и стал аспирантом Института востоковедения. В нем Игорь Всеволодович и остался впоследствии работать.

Дочка – главный шедевр

Причем тут фантастика с иными мирами? В голове ученого нашлось место и для таких невероятных идей. Ему было за тридцать, когда родились первые наброски. Рас­сказы и повести публиковались под псевдонимами. Можейко до сих пор боялся быть узнанным, и еще хуже – непризнанным. Некоторые произведения он пе­чатал как переводы произведений бирманских рассказчиков. В те годы многие начинали писать о будущем, но лишь в его рассказах герои были добрыми и человечными. Может, поэтому они и обрели миллионную армию советских поклонников.

Когда на свет появилась дочь Алиса, отец стал создавать произведения для нее, а позже – и с ней в качестве главной героини. Девочке было шесть, когда он придумал ее тезку – знаменитую путешественницу во времени Алису Селезневу. Фамилию для нее писатель позаимствовал у тещи.

Признание

В 1965 году на прилавках появился первый сборник под названием “Девочка, с которой ничего не случится”. При­ключениями героини увлеклись тысячи маленьких читателей. В конце 1970-х советский кинематограф обратил внимание на фантастику. Так Алиса Селезнева попала на экраны. Повесть “Сто лет тому вперед” легла в основу картины “Гостья из будущего” и произвела фурор. Школьники во дво­рах разыгрывали сценки из картины, а в парикмахерских девочки просили их постричь “под Алису Селезневу”. Самому писателю фильм не пришелся по душе. Единственное, что порадовало – актриса Наталья Мурашкевич, с точностью воплотившая образ литературной героини.

Алиса Селезнева навсегда

После шумного успеха Игорь Всеволодович решил не останавливаться на достигнутом. Следующим крупным произведением стал цикл “Великий Гусляр”, посвященный жизни жителей вымышленного города.

Послужной список писателя пополнялся новыми персонажами, но автора по-прежнему воспринимали “папой Алисы Селезневой”. Практически в каждом интервью он слышал один и тот же вопрос – когда ждать продолжения истории?

К этому моменту автор потерял к ней интерес: можно, конечно, написать про повзрослевшую Алису, но таковой нет и не может быть! Можейко попытался увлечь читателей приключениями другой героини Коры Орват, служившей агентом в галактической полиции, но ничто не могло сравниться с Алисой.

В 60 лет автор был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени – он давно занимался изучением истории орденов, разрабатывал систему го­сударственных наград. Кстати, полу­ченный орден он придумал сам. И все же, какими бы научными серьезными трудами он не занимался, поклонники хотели видеть его прежде всего автором приключений Алисы Селезневой.

Предсказатель будущего

Сегодня, открывая произведения Булычева, многие поражаются точным предсказаниям будущего. В романе “Миллион приключений” он впервые упомянул про “иглы-небо­скребы” – разве можно было в те годы представить, что в столице появится “Москва-Сити”? В книге “Война с лили­путами” Кир увидел появление интернета и смартфонов: только у него это были информаторий и справочное бюро.
К сожалению, остались произведения, которые так и не были выпущены. Писатель всегда работал на машинке, печатал несколько экземпляров. Одни передавал в редакции, остальные – своим друзьям. С годами рукописи терялись, находились лишь спустя годы благодаря неравнодушным приятелям.

После смерти фантаста была учреж­дена премия его имени. Авторам лучших произведений вручали миниатюрную бронзовую пишущую машинку - символ труда Кира Булы­чева.

Второе дыхание

В 2023 году, к 20-летию со дня смерти писателя, в прокат вышли фильмы по его рассказам “Очевидное невероятное” и “Другая поляна”. Но куда больший интерес вызывает будущий фильм под названием “Сто лет тому вперед” – новая экранизация той самой повести. Производством занимаются лучшие авторы и продюсеры, премьера намечена на следующий год.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вам известно о жизни и творчестве Кира Булычева?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.