Фаст-фуд и мед: какая современная еда будет съедобна даже через 2000 лет

Если человеческое население исчезнет завтра, что смогут найти будущие археологи из пищи, которую мы едим? И, самое главное, будет ли это съедобным?

В сентябре 1941 года нацистские силы окружили Ленинград, и началась блокада города.

Население сильно голодало и получало небольшие пайки по карточкам.

Несмотря на тяжелое положение сотрудники Института растениеводства в Ленинграде, где имеется самая большая коллекция семян в мире, сумели сохранить банк семян. В случае исчезновения какого-либо вида растений во внешнем мире, эти семена могут быть использованы для их повторного введения.

Что будет если подобное повторится?

Если человечество опять столкнется с подобной ситуацией или хуже, будь то ядерный апокалипсис или мировая война, какие продукты могут быть безопасными для выживших, и как долго эти продукты будут храниться? Чтобы понять это, нам нужно знать, что заставляет пищу портиться.

«Большинство продуктов портятся по одной и той же причине: из-за роста микробов», - говорит Майкл Сулу, эксперт по химии пищевых продуктов в Университетском колледже Лондона в Великобритании. Пищу можно хранить путем сушки, посола, охлаждения или хранения в герметичных контейнерах. Все это попытки ограничить рост микробов, и в течение тысячелетий они использовались с большим или меньшим успехом в различных формах.

Сулу говорит, что сушка наиболее эффективна, за ней следует соление, а хранения в герметичных контейнерах недостаточно эффективно.

Почти невозможно полностью удалить патогены из пищи, не разрушая саму пищу. Вместо этого методы сохранения сосредоточены на ограничении роста микробов. Сушка эффективна, потому что в условиях низкой воды рост микробов замедлен.

Причина, по которой хранение продуктов в герметичных контейнерах менее эффективно, заключается в том, что, вероятно, на них уже есть много микробов, прежде чем вы положите их в контейнер, и некоторые из них чувствуют себя еще лучше в среде с низким содержанием кислорода.

Соление мяса эффективно, потому что оно также удаляет влагу, создавая среду, в которой микробы не могут выжить. Высоко соленая среда препятствует нормальному функционированию бактериальных клеток в процессе, называемом осмотическим шоком.

Сахар тоже помогает

Сахарное покрытие также может вызвать осмотический шок. Как правило, вещи с высоким содержанием сахара хранятся долго. В высушенном виде рафинированный сахар вообще не будет поддерживать рост микробов.

Мед практически невозможно испортить, потому что в нем много сахара и мало воды, и, как следствие, он очень хорошо хранится. Образцы меда возрастом более 2000 лет были обнаружены в гробницах знати в Грузии и гробнице Тутанхамона в Египте.

«Сохранение продуктов было одинаковым на протяжении тысячелетий, - говорит Сулу. - Методы, которые мы используем сегодня, во многом такие же, как и у наших предков».

Какие продукты дошли до нас?

Знание того, как древние продукты выдержали испытание временем, может дать некоторые подсказки о том, какие предметы в наших собственных кладовых наиболее устойчивы и которые в будущем могут быть обнаружены нашими потомками.

«Очень жирная пища может сохраняться в течение длительного времени, - говорит Марк Томас, профессор эволюционной генетики в UCL. - Такие вещи, как масло и сыр, сало или масла. Жир исключает воду, что означает, что эти вещи хорошо сохраняются».

Сильно сброженные масла были обнаружены в Ирландии и Шотландии в торфяных болотах возрастом до 4000 лет.

Самая старая известная бутылка вина, найденная в древнеримской гробнице в Шпейере, Германия, имеет возраст 1700 лет. Содержимое бутылки плотное, застывшее и обесцвеченное. Никто не посмел открыть бутылку, чтобы попробовать ее содержимое.

Но есть ли примеры древнего мяса, выдерживающего испытание временем?

Хорошее место для поиска может быть в вечной мерзлоте.

Древняя замороженная плоть может выглядеть совершенно съедобно, пока она находится в глубокой заморозке, но она быстро портится после размораживания.

Об этом свидетельствуют обнаруженные исследователями мамонты. Один из таких примеров - мамонт, найденный в Сибири в 1900 году. Его возраст примерно 40 000 лет. Он имел темно-красную плоть.

«Это выглядело настолько аппетитно, что в течение некоторого времени мы задавались вопросом, не стоит ли нам попробовать его, но никто не рискнет взять его себе в рот», - сказал тогда руководитель экспедиции.

Мясо по своей природе имеет тенденцию загружаться всевозможными микроорганизмами, что делает его непригодным для длительного хранения, но технологии могут помочь решить это.

«Через десятки лет клеточное сельское хозяйство - выращивание мяса, а не выращивание животного - может сделать еду более безопасной и долговечной», - говорит Сулу, имея в виду лабораторно выращенные продуктов.

Что вы об этом думаете? Поделитесь с нами.