Практически все родители детей с речевыми нарушениями видели в выписке от неврологов или логопедов формулировку ОНР. Многие считают это диагнозом. Более того, порой и сами специалисты выносят ОНР как логопедическое заключение или даже медицинский диагноз. На самом деле это название для множества разнообразных речевых нарушений, которые объединяются по качеству говорения ребенка.
![](/media/i/3/1/7/4/7/2/7/i/3174727.jpg)
Что такое общее недоразвитие речи ОНР
Если логопед вам говорит "ОНР 2 уровня", это не говорит ни о чем, кроме того, что вашего ребенка могут определить в логопедическую группу для детей с ОНР 2-го уровня. Это ничего не говорит о том, какие у него нарушения, по каким методикам с ним работать, каких результатов нужно достигать. То есть ОНР - это всего лишь бюрократическая вещь, созданная для удобства работы педагогов.
![](/media/i/3/1/7/4/7/2/8/i/3174728.jpg)
Существует ли диагноз ОНР
Если вам поставили такое заключение, значит, требуется уточнение диагноза. Например, ОНР 2-го уровня, обусловленный дизартрией. Этот диагноз будет допустимым. Или ОНР 1-го уровня, обусловленный моторной алалией. Это информация для педагога, который будет знать, на каком уровне речевого развития находится ребенок и как с ним работать. В этом случае вы можете быть уверены, что специалист хорошо знает, о чем он говорит. Он провел диагностику, сделал выводы и знает, как с этим ребенком работать. В противном случае стоит задуматься о прохождении еще одного обследования.
Еще раз скажем очень важную вещь. Нельзя со всеми речевыми нарушениями работать по одной схеме. Для каждого из них существуют свои методы и свои правила.
![](/media/i/3/1/7/4/7/2/9/i/3174729.jpg)
Как делятся уровни ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей делится на четыре уровня, каждый из которых характеризуется собственной степенью нарушения речевых процессов и требует различных подходов к коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР, предполагает систематическую и последовательную коррекцию речи, ориентированную на специфические потребности каждого уровня. Это требует индивидуального подхода и использования разнообразных методик, что позволяет добиться оптимальных результатов в развитии речи ребенка.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/0/i/3174730.jpg)
Признаки первого уровня общего речевого недоразвития
Самым тяжелым считается ОНР 1-го уровня. У ребенка полностью отсутствует речь. В эту группу входит дети с сенсорной алалией, моторной алалией, анартрией. У ребенка могут быть лепетные слова, отдельные слова. Но если связная речь отсутствует - это ОНР 1. Ребенок не может связывать слова в простейшие предложения, выражает свои мысли в основном жестами или очень примитивными звуками. Таким детям требуется интенсивная и разносторонняя работа логопеда, включающая как формирование базовых речевых навыков, так и развивающие упражнения для улучшения общей моторики и восприятия.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/1/i/3174731.jpg)
Признаки второго уровня общего речевого недоразвития
Если у ребенка сформировалась простая фраза (2-3 слова), считайте, что его можно включать в группу ОНР 2. Даже если это фраза "мама ням-ням", и он практически ничем не отличается от детей с ОНР 1, формально все равно его речевому развитию присваивается второй уровень. На втором уровне ОНР у детей наблюдается иногда упрощенная, но все же определенная речевая активность. Дети могут строить фразовые высказывания, но речь часто искажена: наблюдаются аграмматизмы, перестановки звуков и слогов, нарушения слоговой структуры слова.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/3/i/3174733.jpg)
Какой уровень ОНР самый продолжительный в коррекционной работе
Никакой грамматики, чаще всего это начальная форма существительного и глагола. Огромное количество звуковых замен, отсутствие дифференциации фонем и ярко выраженное нарушение слоговой структуры слова. В коррекционной работе это самый продолжительный уровень, потому что на этом этапе нужно успеть практически все. У ребенка с дизартрией это будет каша во рту, ничего не понятно, но ребенок пытается говорить. У детей с алалией может быть своя речь, которая не имеет ничего общего с коммуникацией. Важно уделять большое внимание коррекции фонетико-фонематического слуха, а также полностью освоить грамматическую структуру речи. На данном уровне коррекционные занятия направлены на расширение словарного запаса и построение простых диалогов.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/4/i/3174734.jpg)
Третий уровень ОНР
Как только ребенок переходит на нормальную слоговую структуру, мы можем считать, что ребенок перешел на ОНР 3. Сложные союзы и предлоги он может путать.
Третий уровень ОНР характеризуется более развитыми речевыми умениями: ребенок способен составлять простые распространенные предложения, незначительные нарушения фонетико-фонематической стороны речи все еще могут присутствовать. На данном этапе продолжается работа по обогащению лексики, отрабатывается правильное употребление грамматических форм и улучшение связной речи. Важной задачей логопеда становится способствование развитию навыков повествования, создания связных текстов, закрепление норм произносительной стороны речи.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/5/i/3174735.jpg)
Четвертый уровень ОНР
ОНР 4-го уровня - это выстроенная система языка, с небольшими недостатками. Внешне это может проявляться так, что ребенок сам оценивает свою речь, стесняться своих ошибок, и речь быстро приходит в норму. Четвертый уровень ОНР добавился в современной классификации, в нем речь ребенка считается опознавательно-развитой, но все же сохраняются остаточные нарушения, которые могут создавать затруднения в школьном обучении.
Ребенка нужно готовить к овладению письменной речью, поэтому логопед концентрируется на устранении тонких ошибок в произношении, написании и понимании сложных грамматических конструкций. Важно уделять внимание развитию когнитивных способностей, таких как логика, внимание, память, что помогает ребенку успешно адаптироваться к образовательному процессу.
![](/media/i/3/1/7/4/7/3/6/i/3174736.jpg)
Как определить уровень ОНР у ребенка
Все уровни детей с ОНР видны на диагностике довольно четко. С какого бы уровня вы ни начинали идти, очень важно идти до конца. Порой родители считают, что как только появились первые фразы "мама кату ням-ням", можно бросать занятия и дальше все уже пойдет само. Это неверно, ребенок останется на этом же уровне и в 5, и в 10 лет. Можно успокаивать себя тем, что речь улучшается. Да, но как только он пойдет в школу, станет очевидно, что этого недостаточно.
Что же делать? Очевидно, что нужно искать грамотного специалиста, который разберется с причинами и поможет вам скорректировать речь. Если логопед пишет вам в заключении ОНР - идите дальше. Этот человек не знает, что кроется за нарушением речи вашего ребенка и какими методиками пользоваться при работе с ним.
Часто и неврологи сегодня пишут в заключение ОНР, после чего направляют к логопеду, чтобы он разобрался в речевых нарушениях и дал им свое определение. Логопед считает, что невролог - это авторитетный врач, поэтому раз тот написал ОНР, значит, можно перенести это в свою речевую карту. А дальше начинается самое интересное. Он находит книжечку, которая называется "методика работы с ОНР 3-го уровня" и пытается с ее помощь выстроить коррекционную работу. На самом деле, это может быть очень хорошая книжечка, но в ней собраны самые разные техники и приемы, которые нужно подбирать относительно диагноза каждого ребенка.
Заключение
Важно подчеркнуть, что речевые нарушения имеют глубокое воздействие на когнитивное развитие и эмоциональное состояние человека. Отсутствие коррекции может привести к значительным проблемам в школьной успеваемости, социальной адаптации и развитии самооценки. Это происходит потому, что речь играет ключевую роль в процессах мышления, обучения и коммуникации. Исправление даже таких, казалось бы, простых звуков, как «Р», «С» и «Ш», могло бы стать основой для более уверенного общения на всех этапах жизненного пути. При ОНР занятия приносят хороший результат, нужно лишь потратить на это время и силы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание