«Вымойте чашу»: взгляд на прокрастинацию из древней мудрости коанов

Проблема прокрастинации была известна и в древности. Ее не формулировали так четко, как сегодня, и в целом она не была столь остра. Однако прокрастинацию и в давние времена можно было представлять, к примеру как противоположность состоянию просветления. В древних мудрых коанах как раз можно найти взгляд, подчеркивающий сущность прокрастинации.

Мудрость дзенской традиции

В качестве инструмента для объяснения прокрастинации мы используем коаны - парадоксальные и загадочные истории, написанные дзен-буддистскими мудрецами. Надо сказать, что это не просто притчи, а реальные сюжеты из жизни.

Особенность коана в том, что он ничему не учит, хоть и раскрывает некую истину. Поиск правды в данном случае вовсе не важен на уровне логических рассуждений.

Коан просто отражает через тот самый парадокс и загадку вполне очевидную и простую мысль, о которой человек мог забыть под властью прокрастинации. То есть эту историю нужно не просто объяснить, до нее нужно дойти разумом и чувствами.

Коан про чашу и монаха

Один из самых известных коанов посвящен истории мастера дзэн Чжаочжоу (Джошу) и монаха, который посетил его монастырь. В какой-то момент после трапезы между ними состоялся следующий диалог.

Монах сказал: "Пожалуйста, дайте мне руководство к просветлению". Чжаочжоу спросил: "Вы уже позавтракали?" Монах ответил: "Да, я ел". Чжаочжоу сказал: "Тогда вымойте чашу".

Как замечается в коане, после предложения мастера помыть чашу монах достиг просветления.

Диалог может казаться странным и абсурдным, тем более что в нем не раскрывается механизм достижения монахом просветления. Но в этом и заключается суть коанов. Они не объясняют, а лишь показывают истину.

Выход из прокрастинации

И все-таки, о чем нам может сказать этот пример просветления? Попросту большинство коанов нам указывают на правильность и естественность определенного положения вещей. Несмотря на контекст диалога, предложение Чжаочжоу помыть чашу было совершенно логичным и понятным.

Но и это не все. Коаны не только показывают ясность и естественность правильных действий. Их смысл в отношении раскрытия сущности прокрастинации заключается в отсутствии ненужных вещей. Ведь и прокрастинация, по большому счету, является заполнением жизни ненужными вещами.

Ненужными в данном примере могли быть тоже понятные реакции монаха, который мог бы выразить свое нежелание мыть чашу. Например, он мог заявить о том, что просто не хочет этого делать. Так работают многие реактивные реакции людей, привыкших откладывать важные дела.

Но мастер показал монаху, что подобные реакции можно контролировать и они необязательно должны брать над нами верх. Мозг всегда занят определенными чувствами и мыслями, но они не должны нами управлять всецело. Мы можем с ними считаться, ведь иначе тоже невозможно. Однако нельзя зацикливаться на мыслях и чувствах. Особенно если они связаны с негативными эмоциями. Другое дело, что просто так от подобных мыслей тоже не избавиться и тот же монах проделал огромную работу с практикой осознанности, чтобы добиться просветления и освобождения от прокрастинации.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы боретесь с прокрастинацией?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.