В этом году отмечается юбилей с момента выхода “Брата”, ставшего культовым фильмом конца 90-х. В декабре состоится премьера третьей истории, хотя официально будущий фильм получил лишь косвенное отношение к знаменитой франшизе. А недавно издательство Bubble выпустило серию комиксов, где появится нарисованный Данила Багров – по словам создателей, комиксы найдут отсылку как к первым частям фильма, так и включат главы с новыми приключениями главного героя и его друзей. К 25-летию первого “Брата” давайте вспомним, почему у картины не было бюджета, как массовку играли люди с улицы и какое было отношение к съемочной команде у американских коллег.

Кино без бюджета
Сегодня сложно представить, что у первого “Брата” практически не было финансирования. У продюсеров имелось десять тысяч долларов, что считалось крайне мало для желания сделать стоящее кино. И тем не менее, режиссер Алексей Балабанов на свой страх и риск не отказался от идеи и приступил к съемкам.
Съемочный процесс занял всего лишь месяц, большинство сцен снимались в северной столице. Некоторые актеры, приглашенные режиссером, отказались от гонорара или согласились на “смехотворную” сумму. Команде пришлось экономить и на каскадерах: убегающий от преследователей, Сергей Бодром сам запрыгивал в движущийся трамвай.

Работаем в долг
Слова о том, что команда создавала фильм без финансирования, не были пиар-ходом – тогда еще не знали, что это такое. Годы спустя оператор Сергей Астахов не раз признавался в интервью, что группа работала над дешевой картиной, не получила вовремя свой гонорар, а всего имевшегося финансирования хватало лишь на приобретение видеокамеры: “Мы все изначально знали, на что подписываемся. Не планировали сложных съемок, у нас не было съемочных кранов, все снималось с одного-двух дублей. Многие, включая меня, получили зарплату только через несколько месяцев: мой гонорар составил около тысячи долларов, а Виктор Сухоруков получил вдвое меньше”. И конечно, никто не мог предположить, насколько “Брат” “выстрелит”.

Все свое с собой
Светлана Письмиченко вспоминает, что брала на съемки свою одежду, в которой же приходила на пробы. Рубашки и кофты для других персонажей покупались реквизиторами на местных рынках, а знаменитый свитер крупной вязки, который стал визитной карточкой образа Данилы Багрова, был приобретен супругой Алексея Балабанова на “развале”. По просьбе режиссера из ее гардероба “ушло” зеленое пальто, которое надевал киллер Татарин, а тесть Балабанова одолжил яркий галстук. Певица Настя Полева сыграла в фильме саму себя, а съемочной группе подарила кожаную косуху, которую носила тусовщица Кэт (Мария Милютина). Помогала чем могла и питерская актриса, звезда “Улиц разбитых фонарей” Анастасия Мельникова – так, она раздобыла у родственников желтый пиджак, не менее эффектно смотревшийся в кадре. И наконец, режиссер сумел договориться с Вячеславом Бутусовым: музыкант поделился для фильма своими песнями, а Балабанов пообещал ему клип.

Снимаем быстро, но качественно
Изначально режиссер видел еще одну проблему – отсутствие в полном объеме кинопленки. Здесь решение нашлось простое: все актеры были предупреждены, что снимать по возможности нужно с первого дубля. Эта просьба Балабанова была воспринята группой как наказ и все действительно старались “не запороть” лишний дубль. Чуть позже обнаружилось, что благодаря связям оператора ему могут раздобыть импортную пленку “Кодак”, что в те времена считалось дефицитом. Как оказалось, в Петербурге закончились съемки французской “Анны Карениной”, и заграничные коллеги не стали забирать остатки домой. Так, у “Брата” появилась целая коробка импортной роскоши.

Вокруг свои да наши
Команда пыталась “экономить” и на актерах. Так, людей с улицы сыграли настоящие бомжи, задействованные в массовке. С ними было несколько сцен у Юрия Кузнецова – все они были отсняты за четыре дня. Известный актер так вписался в образ, что в перерывах между съемками к нему часто подходили “статисты”, просили дать сигарету и добавляли, что уважают его как бывшего актера. Кузнецов с улыбкой вспоминает этот забавный случай.

Без дублеров
Сыгравший бандита по кличке Круглый, Сергей Мурзин для пробы оделся подобающе: взял напрокат красный пиджак, а на шею повесил золотую цепь. Это помогло ему сразу же получить утверждение на роль. И заслужить уважение питерских “братков”: представители криминального мира подарили актеру “бьюик”, когда увидели, что близкий им персонаж по сюжету рассекает на стареньких “Жигулях”.
Ирина Салтыкова также пустила команду к себе домой: все сцены с ее героиней снимались в настоящей квартире певицы. Алексей Балабанов искал за эту роль заведомо публичного и известного в шоу-бизнесе человека.
Светлана Письмиченко, водившая по сюжету трамвай, действительно сидела за рулем во время съемок – на дублерш не было ни времени, ни денег, потому актрисе пришлось осваивать технику управления общественным транспортом. Как она воспоминает, на съемках однажды чуть не наехала на гримершу.
Вспоминал одну сцену, но с большим сожалением, и Сергей Бодров – в конце его персонаж стреляет из обреза в супруга Светланы. Актер действительно попал в актера Владимира Ермилова: “Для эффекта на площадке напустили много дыма, что разглядеть что-то четко было нельзя. Мы сняли сцену, а когда дым рассеялся, увидели Ермилова на земле. К счастью, ранения для него не оказались опасными”.
Сам исполнитель главной роли пострадал в другом эпизоде: режиссер настоял, чтобы обитатели гетто набросились на Данилу Багрова реалистично, что в итоге сделало эту сцену более чем натуральной.

К продолжению готовы
После успеха первой части Алексей Балабанов не мог не взяться за продолжение. Производство второго фильма проходило в других условиях, и главное, с достаточным бюджетом. Вместо десяти тысяч здесь сумма была куда солиднее – миллион долларов.
Отличался и сам съемочный процесс. Первую часть снимали не в студиях, а в реальных квартирах некоторых актеров, друзей, знакомых – одним словом, всех тех, кто мог пустить съемочную группу. “Вообще, это был невероятно сплоченный процесс", – признавался позже в интервью Бодров.
Первого “Брата” мы создавали по ниткам: кто-то одалживал машину, кто-то пускал в квартиру. Местные музыканты приходили на съемки, чтобы поиграть, мечтая хоть как-то засветиться в кадре. Женщины, среди которых были жены членов съемочной бригады, варили на кухне сосиски и отвечали за еду.
Несмотря на бюджет второй части, ее производство в какой-то момент оказалось под угрозой: денег собрали достаточно, хоть это оказалось непросто, а некоторые партнеры в последний момент отказались обеспечить финансирование. Балабанов с командой принял решение идти до конца, а проблемы решать по мере их поступления. И не прогадал: зрительская любовь ко второй части с лихвой окупила все сложности производственного процесса.

“Брат” за границей
По сюжету побитый Данила Багров попадает в полицейский участок. И это тоже не были построенные декорации: в кадр попал настоящий участок в пригороде Чикаго, а роль ведущего допрос копа сыграл американский полицейский.
Как вспоминал позже режиссер, во время съемок американского блока заграничные коллеги не встречали российских киношников с распростертыми объятиями. Потребовалось какое-то время, чтобы американцы перестали смотреть на команду “Брата” с опаской. “Мы гоняли по хайвею с камерой, топтали газоны, распивали пиво в машине, отказывались от каскадеров, да еще выбрали для съемок опасный “черный” район, где сами американцы боялись появляться – что еще можно было ожидать от русских? На нас смотрели удивленными глазами, когда мы достали чемодан ненастоящих купюр, который предварительно отксерокопировали на принтере “Ленфильма”, – вспоминал Бодров. Именно так, с размахом русской души, создавался "Брат".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание