23 января в российский прокат ворвалась комедия "Василий". Александр Петров в роли двух братьев, судьбы которых разорвались, как мексиканский сериал, а сошлись в безумной комедии. Ирония над ТВ, отсылки к "Брату" и наркокартели – неожиданный микс, который точно не даст заскучать.
Ничто не предвещало
В захолустном поселке Ковылкино, где ядерная угроза кажется ближе, чем в любой другой точке мира, скромный учитель ОБЖ Вася (Александр Петров) готовит детей к самому худшему. Выросший в местном детдоме, он знает о выживании не понаслышке. В его мир, полный простых истин и суровой реальности, внезапно вторгается мир телевидения.
Амбициозный репортер (Дмитрий Лысенков), мечтающий о престижной премии ТЭФИ, и его более скептичный оператор (Ян Цапник) приезжают в Ковылкино в поисках сенсации. Столкновение двух миров — строгого учителя и циничных журналистов — обещает стать взрывоопасным.
В тихом провинциальном Ковылкино, где жизнь течет своим размеренным ходом, в детдоме царит атмосфера уюта и заботы. Воспитанники под присмотром опытной Тамары Михайловны (Раиса Рязанова), которая когда-то усыновила Василия (Александр Петров), чувствуют себя как дома. Усердная Наташа (Валентина Мазунина), давно питающая нежные чувства к Васе, помогает ему в воспитании детей. Однако идиллия провинциального детского дома вот-вот будет нарушена.
Дальше начинается самый экшен
В это же время в Мексике разворачивается совершенно другая история. Там задерживают гражданина США Базила, внешне поразительно похожего на Василия. Оказывается, Базил ведет двойную жизнь: днем он обычный парень, а ночью — безжалостный наркокурьер, перевозящий огромные суммы и запрещенные вещества для мексиканского наркокартеля.
Именно из-за этого сходства в тихий уголок России приезжает съемочная группа. Журналисты, возглавляемые амбициозным репортером (Дмитрий Лысенков) и его опытным оператором (Ян Цапник), вовсе не интересуются успехами ковылкинского детдома. Их цель — сенсация. Они надеются раздуть историю о том, что скромный учитель Вася на самом деле является опасным преступником, скрывающимся от правосудия.
Сюжет закручивается очень лихо
Во время одной из своих опасных операций Базил попадает в засаду и едва избегает ареста. Чтобы спасти свою шкуру, он соглашается на сделку со спецслужбами США: становится тайным агентом и должен выдать своих подельников из мексиканского картеля. Однако, прячась в программе защиты свидетелей, он не может чувствовать себя в безопасности. Тем временем в далекой России российские телевизионщики, словно совы, внимательно следят за всеми мировыми событиями. Благодаря своим связям и интуиции они быстро устанавливают, что у задержанного наркокурьера есть практически идентичный двойник — обычный учитель из российского детского дома.
Оказывается, что брата Василия зовут вовсе не Вася, а Коля. В лихие 90-е, когда "Седая ночь" Юрия Шатунова гремела на каждом углу, а усыновление российских детей иностранцами было обычным делом, юный Коля ловко подменил себя тихоней Васей и отправился покорять Америку. Но американская мечта оказалась кошмаром: жизнь за океаном обернулась для него чередой неприятностей, которые в итоге привели его к криминалу.
Комедия не лишена символизма
Комедия "Василий" – это настоящий кинематографический калейдоскоп, где переплетаются отсылки к популярным культурам разных эпох. История разлученных близнецов, один из которых ради лучшей жизни предал брата, напоминает закрученные сюжеты мексиканских сериалов 90-х. Но на этом авторы не останавливаются.
Фильм словно пролистывает страницы истории отечественного телевидения, отсылая то к классическим советским кинолентам, то к современным сериалам. Образ Базила, вечно скрывающего глаза за темными очками, вызывает ассоциации с хитрым котом Базилио, а само имя героя отсылает к итальянскому режиссеру. Интересно, что спустя некоторое время Александр Петров, сыгравший эту роль, вновь появится в образе хитрого персонажа – на этот раз в новой экранизации сказки о Буратино.
Смотрится местами странно, но весело
Фильм "Василий" – это смелый эксперимент на стыке жанров. Авторы балансируют на грани пародии и серьезного кино, не скатываясь при этом в откровенную пародию на культовый фильм "Брат". Мексика в этой картине предстает в несколько карикатурном виде, напоминающем образы из низкобюджетных боевиков.
Несмотря на то что актриса Барбара де Рехиль была приглашена на премьеру, ее героиня, мексиканская красотка с четырьмя детьми, смотрится несколько нелепо на фоне брутального Александра Петрова. Однако именно это несоответствие и создает тот самый комический эффект, который и заложен в основу фильма.
"Василий" – это яркий коктейль из пародий и отсылок, который, к сожалению, оставляет осадок разочарования. Финал фильма, призванный растрогать зрителя, выглядит слишком сентиментальным и предсказуемым. Песня "Ласковый май", исполненная детским голосом, должна была стать эмоциональным аккордом, но вместо этого вызвала скорее ироническую улыбку. Создается впечатление, что авторы, начав с энергичной и остроумной истории, в конце концов сошли с дистанции.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание